Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 марта 2024
И это всё о нас…

И это всё о нас…

В Государственном историческом музее открылась выставка «Российская империя»
Подготовила Мария Максимова
07.12.2021
И это всё о нас…

Экспозиция посвящена 300-летию образования одной из самых могущественных держав мира.  Она отражает не только величественную сторону российских монархов, но и жизнь простого народа.

Посетители увидят фотографии, оружие, в том числе — Суворова, исторические документы, избирательную урну с самых первых в истории выборов в Государственную Думу. Здесь же — вещи прославленных полководцев, мундир полковника лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший Петру I , детская сабля царевича Алексея, а также вещи знаменитых писателей — Тургенева, Гоголя, Толстого, — химика Менделеева, декабристов Рылеева, Бестужева, вождя революции Ленина. Представлены и портреты, созданные великими мастерами, среди которых Маковский, Серов и Репин, предметы декоративно-прикладного искусства,  скульптуры...

Но главный экспонат экспозиции всё же — реплика Большой Императорской короны. Этот раритет специально привезли из Гохрана России на время, пока будет проходить выставка. Сама корона находится в Кремле, в Алмазном фонде, и по закону не может покидать место постоянного хранения. При создании реплики использовали больше 11 тысяч бриллиантов. Это копия с той самой короны, которая была заказана для Екатерины II и для которой она отдала свои бриллианты. При этом попросила, чтобы корона весила не больше пяти фунтов, то есть примерно два килограмма.

В общей сложности в залах представлены более 400 уникальных экспонатов, многие широкой публике показывают впервые.

Напомним, отчет императорского правления в России начался с 22 октября 1721 года, когда после победы в Северной войне Пётр I был объявлен Императором Всероссийским.

Именно в тот день по случаю заключения Ништадтского мира, в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга от «общего всех верных подданных лица» царю Петру Алексеевичу поднесли титул «император».

Архитектурное решение выставки — под стать теме. Стены выкрашены в разные оттенки серого — в цвет пудостского камня, из которого строился Петербург, новая столица империи, заложенная первым императором. Витрины окаймляет золотой цвет, символ величия самодержавия. Картины, карты и иные экспонаты устроились на стенах по принципу шпалерной развески, которая была принята во дворцах, а свободные места заняты бегущими строками с цитатами из документов и актов. Здесь же представлены карты петровских времён и более поздние, фиксирующие прирост территории России. Один из важнейших и редких экспонатов — карта Азовского моря 1701 года, где Петр I впервые назван императором.

Однако путь к тому знаковому событию начался намного раньше — с азовских походов молодого царя и взятия города, который некогда назывался Азак и считался границей между Европой и Азией. Его даже называли волшебным градом.

Тем символичнее тот факт, что карта 1701 года исполнена в мифологическом ключе и украшена почти сказочным рисунком, где Петр предстает императором подобно Августу, а текст содержит цитаты из Вергилия.

Нисколько не умаляя значения личности нашего первого в истории императора, организаторы выставки решили всё же не сосредотачиваться много на его фигуре, да и вообще, отказаться от традиции привычного создания экспозиции по хронологическому принципу, поступательного движения по царствованиям — сочли, что об этом можно и  в учебнике истории прочитать. Их главная задача была — показать многогранный и многоликий образ одной из самых могущественных держав мира. Дать крупными мазками то, что характеризует нас. Дать возможность молодым людям оторваться от компьютера и книги, прийти на эту выставку и совершить удивительное, увлекательное интерактивное путешествие по истории России.

Один из любопытнейших разделов — интерьерные комплексы. Они знакомят с обстановкой московского дома князей Юсуповых — одной из самых знаменитых дворянских династий императорской России; гостиной издателя Сытина, комнатой сормовского рабочего, ставшего прототипом героя романа «Мать». Дополняют экспозицию костюмы разных сословий.

Вместе с величественными и большими в буквальном смысле артефактами есть на выставке и скромные экспонаты — только не в историческом плане. Например, обручальные кольца Ленина и Крупской. Это единственный экспонат, который можно потрогать руками и ничего с ним не случится. Все остальное — под стеклом. В экспозиции вообще немало артефактов, посвященных антагонистам Российской империи — то есть тем, кто с ней боролся. Таким образом кураторы хотели подчеркнуть, что в истории великой державы были самые разные времена.

В центре экспозиции — аккурат напротив Большой императорской короны — лежит огромный поржавевший обломок фок-мачты броненосца «Князь Потемкин-Таврический», который стал одним из главных символов краха империи.

Символично, что прямо за ним виднеется большой портрет Емельяна Пугачева. В истории Российской империи действительно были разные страницы — были триумфы и поражения, были моменты силы и слабости, были расцвет и закат. Обо всем этом и рассказывает историческая выставка.

На открытии Сергей Нарышкин сказал: «Империя просуществовала два века и после этого сама ушла в историю, уступив место другим формам отечественной государственности. Но надо сказать, что эти два века имперской истории России занимают особое место и имеют огромное значение с точки зрения дальнейшего укрепления российского государства и формирования национального самосознания». 



По материалам СМИ


Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..