Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
И Дед Мороз из ваты…

И Дед Мороз из ваты…

В Москве возродили производство ватных елочных игрушек
Подготовила Мария Максимова
13.01.2021
И Дед Мороз из ваты…

Деды Морозы и Снегурочки, ангелы и белочки — для современного поколения елочные игрушки могут быть только стеклянными, а вот для наших бабушек и дедушек они были... ватными. И в этом году на прилавках магазинов вновь появились фигурки мягких, округлых форм, по-домашнему неправильные, теплые и уютные, сделанные из ваты.

Ватная игрушка, популярная и до революции, и в советское время, увы, в наше время надолго утонула в море китайского и другого зарубежного новогоднего ширпотреба. А началось ее возрождение с проекта для мам особенных детей и женщин старше 50 лет, потерявших работу. Им в весеннюю самоизоляцию пришлось особенно несладко, потому творческие мастер-классы от Центра ремесел «Семейные традиции», на базе которого открылась мануфактура, стали для них настоящим спасением. Сейчас секреты ватной игрушки в онлайн-формате познают уже более 500 человек. За год же планируется обучить тысячу.

…Делать ватную игрушку в России учили когда-то даже в Смольном институте благородных девиц. При этом она была доступна и для бедных семей. После революции ее изготовлением занимались артели. В 1940-х, например, на елках можно было увидеть Деда Мороза-партизана на лыжах. А позже, когда началась космическая эра, — игрушки в виде космонавтов.

— К нам и сейчас люди часто подходят на выставках и трогательно рассказывают истории про своих ватных Дедов Морозов из детства, — говорит Светлана Моднова, учредитель центра ремесел «Семейные традиции» и Мануфактуры «Московская игрушка».

Вата как материал для елочных украшений когда-то была выбрана не просто так. Вату ценили за мягкость, податливость, долговечность и способность взаимодействовать с другими материалами. Хотя она легка в изготовлении, если говорить о материалах (нужны, собственно, вата, проволока, краски), но сложна как произведение искусства.

В советское время массовое распространение получили игрушки в виде спортсменов, персонажей сказок и героев революционной тематики, грибов, фруктов и овощей (наследие «языческой» символики хорошего урожая и плодородия). Именно в середине прошлого века были созданы уникальные произведения ручной работы — сегодня они очень ценятся коллекционерами.

Некоторые игрушки наряжали в одежду из цветной папиросной бумаги, дополняли маленькими аксессуарами: лыжами, коньками и игрушками. Иногда готовую ватную игрушку покрывали «стеклянным снегом» — его делали из специального измельченного стекла, что дополнительно укрепляло игрушку.

Практически на каждой новогодней елке были развешаны клоуны, медведи, слоны и собаки. А после ошеломительного успеха кинофильма «Цирк» появились ватные негритята.

На ленинградской фабрике «Гигровата» уже в 1936 году стали использоваться станки для намотки ваты, позже — горячая штамповка из нее. С 1950-х годов такие станки вытеснили ручную работу. Но традиция кустарного, домашнего изготовления таких игрушек хранилась и передавалась во многих семьях. И дело здесь не столько в нехватке игрушек в магазинах: традиция ремонтировать старые и делать новые елочные украшения накануне Нового года всем вместе — и бабушкам, и внукам — укрепляла семьи и приносила много радости.

Для восстановления елочного ритуала в советское время требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но "дед мороз", знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».

Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.

Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, отражавших новую советскую тематику. Здоровых румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, зверюшек и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда.

Это артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие — мастера производства. Такую возможность давали им регулярно проводившиеся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.

В создании украшений из ваты использовали и опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек. Среди них И.А. Русаков, — работавший в артели «Все для ребенка» и щедро делившийся секретами мастерства.

Большие фигуры, до 1 метра высотой, Деда Мороза и Снегурочки, ставились под елку. Именно они оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек. Спустя несколько десятилетий после прекращения их выпуска Деда Мороза в шубе из ваты, но уже с лицом из полиэтилена, все еще можно было приобрести на новогодних базарах.

Еще одним популярным видом ватной игрушки стали изображения овощей, фруктов, грибов и ягод. Румяные яблоки, сочные груши, лиловые сливы, хрустящие огурчики, скрученные из крашеной ваты на проволочном каркасе, традиционно являлись символами изобилия и сохранили это значение в советское время, а в годы лишений воплощали мечту о сытой благополучной жизни.

Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства. В 1936 году на Ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты.

В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.

Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас и сегодня в неярких, но по-своему изысканных игрушках.

Промышленный прогресс, казалось, не оставил им шансов на выживание, но уже в 1990-е годы они обрели вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера сегодня прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство – вопрос времени.


По материалам СМИ


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.