Гвардия империи

Российская императорская гвардия впервые названа так царем Петром I в 1700 году в день выступления в поход на Нарву. Традиции средневековых княжеских дружин, начиная с «потешных» Петровских полков – Преображенского и Семеновского, полностью в ней воплотились.
Многие великолепные здания-памятники созданы в Петербурге именно благодаря тому, что в них нуждались гвардейцы. Гвардейские парады являлись неотъемлемой частью культурно-зрелищной среды города, а сам облик гвардейцев – привычной частью петербургского ландшафта.
В Музее российской гвардии представлены мундиры, оружие, медали, ордена, произведения прикладного искусства, батальная, жанровая и портретная живопись. Все экспонаты музея – собственность Эрмитажа. Коллекция знамен и штандартов – российских и трофейных – насчитывает свыше 6,5 тысячи предметов. Есть и необычные предметы. К примеру, так называемое «мундирное платье» Екатерины Великой. Оно зеленое, цвета гвардейской пехоты (и таких платьев, по цветам каждого рода войск, у императрицы было несколько).
– Память о гвардии для нас необычайно важна, – сказал на открытии Михаил Пиотровский. – Ведь мы – не только музей искусств, но и музей русской государственности, военной славы.
Один из самых старинных экспонатов выставки – знамя конного полка 1707 года: потрепанное до прозрачной ветхости, оно помнит битвы Северной войны. Тут же красивейшие гусарские, кавалергардские и кирасирские мундиры, многочисленные образцы холодного и огнестрельного оружия, ордена и медали, батальные полотна и портреты...
Почетное место занимает работа одного из самых известных мюнхенских баталистов Петера фон Гесса «Сражение при Тарутине», исполненная специально для Зимнего дворца. В экспозицию включены живописные портреты русских императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II в гвардейских мундирах, а также портреты командиров и офицеров гвардейских полков.
Экспозиция построена в хронологическом порядке: от петровской эпохи до Первой мировой войны. К слову сказать, в Эрмитаже постоянно проходили выставки на военную тему. Так, в год 200-летия победы над Наполеоном каждое крупное сражение, выигранное русской армией у французов, отмечалось выставкой одной картины.
Глядя на выставленные в витринах мундиры, головные уборы и ботфорты, можно проследить, как менялась военная мода. Кирасы, кивера, облегающие лосины из оленьей кожи и ботфорты (в которых, кстати, было сложно маршировать, так как они не сгибались). Как бы ни ругали Павла I за его не слишком удачные преобразования в армии, стоит напомнить, что именно при нем в военный обиход ввели шинель, просуществовавшую без особых изменений вплоть до 90-х годов прошлого века. Она была теплой и вполне удобной. У кавалеристов шинель – самая длинная, на нее шло четыре метра сукна, ее полы служили попоной для лошади.
Последней войной императорской гвардии, вернее, ее блестящих осколков, была Гражданская, с большевиками. Эта война была ею проиграна...
Экспозиция, размещенная в семи залах, состоит из трехсот предметов, включая эрмитажные экспонаты и вещи, переданные потомками гвардейцев-эмигрантов.