Главный на ВДНХ
Объект культурного наследия федерального значения превратился в современное выставочное пространство. Первым культурным мероприятием в обновленном павильоне стала выставка Третьяковской галереи, посвященная отечественному искусству XХ-XXI веков.
Сам павильон был построен в 1950-1954 годах по проекту архитекторов Георгия Щуко и Евгения Столярова. Новое здание заменило прежнее деревянное строение, которое не вписывалось в ландшафтную композицию ВДНХ того времени. В 1990-е соорудили второй этаж, а все пространство заполнили торговые киоски. В 2014 году начался их демонтаж, а в 2017-м — сама реставрация. В результате масштабных работ зданию вернули исторический облик.
Масштаб павильона и уникальные конструкции выставочных витрин позволили представить работы выдающихся советских художников, которые ранее не демонстрировались в основной экспозиции Третьяковской галереи. Восемь уникальных модульных витрин, обеспечивающих не только сохранность картин, но и подходящий температурно-влажностный режим, были созданы специально для выставки. Их высота составляет четыре метра, а ширина — от шести до девяти метров. Посетители могут детально рассмотреть каждый из экспонатов.
В первом зале гости видят панораму известных картин, переосмысленных современными художниками. В композициях угадываются сюжеты полотен Виктора Васнецова, Бориса Кустодиева, Карла Брюллова, Казимира Малевича и других мастеров.
Во втором — представлены работы художников советского периода, таких как Александр Дейнека, который участвовал в оформлении павильона «Центральный» в 1950-х годах.
Также здесь можно видеть работы Аркадия Пластова, Александра Герасимова и современных художников. Произведения связаны с историей строительства павильона и тем временным периодом.
Композиционным и смысловым центром одного из залов стал горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (1954), созданный специально для Центрального павильона группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем.
Площадь работы — 90 квадратных метров. На ней изображено более 1500 фигур, тонированных под бронзу. Несмотря на внушительные размеры всей композиции (высота — около 7 метров, ширина — около 13 метров), ее глубина — всего 73 сантиметра.
На первом плане находятся около 30 фигур известных советских граждан. Среди них академик Иван Павлов, актриса Алла Тарасова, дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов. Центром композиции стали фигуры рабочего и колхозницы, держащие в руках советский герб, за которым развевается знамя с профилями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
Однако после смерти Сталина монументальная работа стала идеологически неуместной. Чуть позже горельеф закрыли, якобы, из-за несоответствия новым веяниям борьбы с архитектурными излишествами. В 1990-е он и вовсе исчез, при этом, не покидая территорию ВДНХ. Он был просто зашит листами фанеры, из-за чего долгое время считался утраченным. Его обнаружили во время реставрации павильона в 2014 году, что стало настоящим культурным событием.
Завершается экспозиция в купольном зале. В центре установлена модель статуи Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», по периметру — скульптуры таких мастеров, как Иван Шадр и Сарра Лебедева, а также мозаика и картины, посвященные труду и патриотизму.
В 2023 году в рамках Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» павильон № 1 «Центральный» получил награду в номинации «Лучший реализованный проект реставрации объекта культурного наследия ХХ века». Всего в конкурсе принимало участие 1229 проектов из 72 стран.
Выставка продолжит свою работу до сентября 2025 года.