«Это сам Потёмкин!»
В этом году исполнилось 280 лет со дня рождения светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического − одной из самых значительных фигур в российской истории XVIII столетия. К этой дате Государственный Эрмитаж подготовил масштабную выставку, проходящую в парадных залах Зимнего дворца.
В названии выставки использована цитата из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая очень точно отражает значение личности Потёмкина, его особое место в истории екатерининского царствования: «“Это царь?” − спросил кузнец одного из запорожцев. “Куда тебе царь! Это сам Потёмкин!” − отвечал тот».
Более тысячи музейных предметов представлены на выставке – произведения изобразительного и прикладного искусства, книги и документы. Они рисуют яркий, многогранный образ Г.А. Потёмкина-Таврического, рассказывая о его личной жизни, окружении, главных деяниях во внутренней и внешней политике и на военном поприще. Значительную часть экспонатов, многие из которых демонстрируются впервые, составляют мемориальные вещи, произведения из личных коллекций Потёмкина и Екатерины II.
На протяжении почти двадцати лет Потёмкин оставался самым деятельным сподвижником великой императрицы, её верным соратником. Он играл ведущую роль в разработке её геополитических программ, самой амбициозной из которых стал «Греческий проект», предполагавший возрождение Византийской империи. Стараниями Потёмкина удалось добиться мирного присоединения к российскому государству Крыма в 1783 году.
Светлейший князь вошел в российскую историю как основатель Черноморского флота. Возглавляя Военную коллегию, он проводил реформы в армии. Одной из самой известной из них стало введение нового обмундирования. Рисунки и подлинные образцы «потемкинской формы» составляют важную часть экспозиции.
Энергичная натура Потёмкина позволяла ему вести самую разностороннюю деятельность – сочинять грандиозные проекты нововведений, управлять работой различных ведомств, фабрик и заводов. В коллекции Эрмитажа хранятся великолепные предметы, созданные на принадлежавших Потёмкину или находившихся под его покровительством производствах. Многие из них происходят из личного собрания Екатерины II. На выставке демонстрируются изделия мастеров Потёмкинского стеклянного завода, Дубровенской часовой фабрики, тульских златокузнецов. В экспозиции представлены произведения художников, получавших крупные заказы от светлейшего князя или бывших у него на службе: Ф. Казановы, А.К. Гюне, М. Шибанова, М.М. Иванова, Г.И. Козлова, Ф.Д. Данилова, Ф.И. Шубина, Ж.-Д. Рашетта, Г.Г. Кёнига.
Безграничные возможности открывала для Потёмкина забота о вверенных его попечению южных областях империи, строительство и благоустройство городов. Преобразования, проведённые на юге России, светлейший князь блестяще продемонстрировал императрице во время ее знаменитого «Таврического вояжа» 1787 года. Экспонаты выставки позволяют погрузиться в атмосферу этого знаменитого путешествия, знакомят с видами городов, устроенными Потёмкиным торжествами, а также вещами, окружавшими Екатерину II в пути.
В Эрмитаже есть большая коллекция артефактов, связанных с победами в Русско-турецких войнах, одним из главных действующих лиц которых являлся Потёмкин. Представленные в экспозиции памятники прикладного и изобразительного искусства, нумизматика, трофейное турецкое оружие и знамёна повествуют о важнейших сражениях и героях этих баталий. Среди военных трофеев выделяется принадлежавшая Потёмкину турецкая палатка. Здесь же размещено грандиозное полотно работы Франческо Казановы «Взятие Очакова». Эти экспонаты были специально отреставрированы к открытию выставки и демонстрируются впервые.
Важнейшую роль в жизни Потёмкина играли его взаимоотношения с императрицей, для которой он стал не просто очередным фаворитом, но супругом и преданным другом. В коллекциях Екатерины II имелось множество художественных изделий, заказанных ею в честь светлейшего князя или полученных от него в дар. Посетители увидят камеи и инталии, драгоценности и изделия восточных мастеров.
Особые акценты экспозиции − столы, сервированные предметами знаменитого «Сервиза с камеями», подаренного Потёмкину Екатериной II, а также ранее не выставлявшегося «Потёмкинского сервиза», созданного мастерами Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры по заказу прусского короля Фридриха Великого.
Познакомившись в парадных залах Невской анфилады с государственной деятельностью Потёмкина, посетители приглашаются в Ротонду и примыкающие к ней комнаты, где расположены экспонаты, рассказывающие о личной жизни светлейшего князя и его коллекциях, а также посвящённые теме отражения образа Потёмкина в искусстве. Впервые комплексно представлены живописные полотна, скульптура, изделия из серебра из собрания Потёмкина. Настоящим открытием стали книги, рукописи и эстампы из потёмкинской библиотеки, хранящиеся ныне в Казанском (Приволжском) федеральном университете, ранее не выставлявшиеся в таком объеме. Потёмкин был большим любителем диковин, которые не раз демонстрировал гостям, именно он приобрел знаменитые часы «Павлин». В экспозиции и принадлежавшие светлейшему князю напольные часы, и хрустальная люстра, в которых заключены музыкальные механизмы...
Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог в двух томах, а так же видеофильм о светлейшем князе Г.А. Потёмкине-Таврическом.