Экипажи с историей

Коляска российского императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны, которая предназначалась для частных выездов в пригородных владениях царской семьи; редкий образец детских экипажей — карета детей цесаревича Александра Николаевича и его первой супруги Марии Александровны; парадная карета Berline семьи графов Матюшкиных, а позднее — дворян Стрешневых… В «Каретном дворике» представлены старинные экипажи XVIII-XIX веков.
Их впервые собрали вместе для постоянной выставки в здании музея на Красной площади. Самые большие объекты из запасников ГИМ оказались очень хрупкими — на реставрацию ушло более 20 лет, килограммы золота, понадобились опыты в химической лаборатории и бархат из Италии.
Ранее кареты хранились в подвалах, уходящих на два этажа под землю. Они были накрыты тканью. Несколько десятилетий ушло на то, чтобы привести вещи в порядок. Судя по нынешнему состоянию экспонатов, проделана огромная работа реставраторов. Над ними трудились специалисты по коже, дереву, тканям, металлу.
В «Каретном дворике» специалисты создали особые предохранительные конструкции в виде навесов, которые защищают экспонаты и позволяют не нарушать аутентичное пространство исторических интерьеров музея. Здесь же расположен мультимедийный монитор, на котором транслируются обнаруженные в ходе исследовательской работы сведения о ценных артефактах, демонстрируются их конструктивные и декоративные элементы.
Карета Berline некогда была широко распространенным типом колесного транспортного средства. Золотая, с букетами полевых цветов на дверцах, она говорила о состоятельности её хозяев. В собрание ГИМ карета поступила в 1928 году из музея-усадьбы Покровское-Стрешнево.
Экипаж был изготовлен в Санкт-Петербурге в первой половине 1760-х знаменитыми французскими мастерами Кенелем и Жакином. Салон инкрустирован перламутром. Кузов четырехместный, сиденья расположены друг против друга. Раскладные подножки, размещенные у обеих дверец, при езде убирались внутрь. Такие экипажи считались легкими и комфортабельными и были предназначены для социальных и торжественных выездов.
Усовершенствованный колесный стан и система подвески кузова превратили их в наиболее безопасные по сравнению с предшественниками. Рессоры смягчали толчки и рывки на кучерских козлах и запятках для лакеев.
Обивка экипажа выполнена из мелкоузорчатого рытого бархата голубого цвета, контрастирующего с его золоченым корпусом. К рестораторам она попала в плачевном состоянии.
— Какой тканью обита карета, мы пытались узнать по восьми сохранившимся кусочкам материи, — рассказала заместитель заведующего отделом реставрации ГИМ Ольга Лантратова. — Это довольно сложная работа. Экстрагировали нитки, потом на спектрофотометре изучали цвета. В результате пришли к выводу, что ткани покрашены двумя природными красителями.
Желто-коричневый добывают из «чернильных орешков», это такие наросты на дубе. А второй краситель — индиго. До изобретения химического красителя это единственный синий пигмент, который использовался как для покраски ткани, так и для живописи. Восстановить обивку невозможно. Ткань подобного строения и цвета — рытый бархат — нашли в Италии.
Экипаж Павла I также отличает благородная красота в сочетании с техническим совершенством. Она украшена гербом императора. Экипаж был создан в Санкт-Петербурге в 1800 году из дорогостоящих материалов с использованием серебра и бронзы, кожи в наружной обивке и атласа с узорной вышивкой шелком и золотыми нитями — во внутренней. Павел І и Мария Федоровна любили прогулки верхом или в экипажах. Следы ремонта коляски свидетельствуют о ее частом использовании венценосными владельцами.
Коляска оснащена поворотным кругом и так называемой лебяжьей шейкой. Это приспособление для поворота передних колес, улучшавших маневрирование на дopoгax.
Карета, принадлежащая детям императора Александра II выкрашена синим лаком. Козлы отделаны натуральным шелком, бархатом и кружевами. Ее создание было приурочено к пятилетию великой княжны Александры. Вензеля царственной особы есть на экипаже.
— Это миниатюрная точная копия парадных карет купе XIX века, — рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели Юлия Фагурел. — Редчайший образец, созданный для игры. В карету запрягали пони, которым вплетали в гриву ленты. А могли в упряжку поставить козочек с золоченными рожками.
Бронзовые детали покрыты золотом. Фонари кареты целиком восстановлены. Работая над ними, реставраторы выяснили, что внутри ручки прибора находилась пружина, которая подавала свечу на определенную высоту при сгорании. Таким образом карета всегда была освещена.
Бесценные кареты предстают перед посетителями практически в том же виде, как перед их первыми владельцами. Эти экипажи имеют безусловное историко-культурное значение.