Дети войны

В экспозицию Третьяковской галереи, которая уже начинает готовиться к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вошли живописные, скульптурные и графические произведения мастеров отечественного искусства. В фокусе внимания — дети войны. Не знавшие счастливого детства, рано повзрослевшие, но невероятно стойкие, пережившие голод, смерть близких, взвалившие на себя непосильный труд в тылу.
Некоторые из художников очень хорошо знали, что изображали, так как сами прошли Великую Отечественную. Евгений Вучетич, во время войны был пулеметчиком, Владимир Цигаль добровольцем ушёл на фронт... Реальные герои и события легли в основу многочисленных натурных зарисовок и пластических эскизов, ставших важными свидетельствами военных лет. Спустя три года после окончания войны Вучетич создает знаменитый монумент «Воин-освободитель» (1948), ставший одним из символов Победы — памятник солдату, держащему на руках ребенка, как укор за погубленные детство и жизни миллионов детей. Для Владимира Цигаля война тоже осталась болью на всю жизнь. Среди большого количества его работ на эту тему наиболее знаковая — скульптурная композиция «Анна Франк» (1969 г.), запечатлевшая образ погибшей в застенках фашистских лагерей девочки, дневник которой стал известен всему миру.
Осмысление событий Великой Отечественной войны, где особняком стоит тема военного детства, стало для многих скульпторов важным этапом в их творческой биографии. В память о пережитом создавались масштабные и камерные мемориальные комплексы, памятники, стелы.
Облик детей войны, созданный скульпторами, в чем-то един. Это боль и страдание, переданные разными художественными средствами — как вечная память о безвозвратно потерянном детстве.
В произведениях графики жизнь во время Великой Отечественной войны отражена особенно подробно. Благодаря быстроте исполнения и доступности материала рисунок оказался одним из лучших способов запечатлеть тяжелую действительность тех лет. В плакатах, служивших мощным средством формирования общественного сознания, создавались эмоциональные образы, благодаря которым сопровождавшие их лозунги обретали пронзительное звучание.
Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала собой начало новой, счастливой жизни и эта тема отразилась в русской живописи второй половины ХХ века, также представленной в экспозиции.