Чтобы помнили…

Это история подвига музейных работников Северной столицы, которые спасли бесценные сокровища нашей культуры. Впервые проект был представлен в Исаакиевском соборе два десятилетия назад. В год юбилея Победы в Великой Отечественной войне экспозиция демонстрируется в столице.
Выставка «Чтобы помнили…» посвящена сотрудникам Исаакиевского собора и музеев Ленинграда, которые почти 900 дней жили и работали в соборе, сохраняя экспонаты под обстрелами. Исаакиевский собор — не только архитектурный шедевр, это — символ воли, символ стойкости ленинградцев. В годы войны он стал убежищем для искусства и людей, защищавших мировое наследие. Выставка, основанная на материалах экспозиции, открытой 20 лет назад в соборе, показывает, как ежедневный труд превращался в подвиг.
Экспозиция открывается фотографией 1941 года двух детей. Это брат и сестра – Маргарита и Генрих Вейс, дети сотрудников Павловского дворца-музея. Вместе с родителями и другими музейщиками они прожили в подвале Исаакиевского собора первую, самую страшную, блокадную зиму. Рядом — фотография Анны Зеленовой, легендарного директора Павловского дворца-музея, она вместе с коллегами хранила в здании собора музейные сокровища Ленинграда и его пригородов, а также опись предметов, эвакуированных из Гатчинского дворца.
Архивные фотографии и документы военных лет, материалы о процессе эвакуации музейных коллекций, подлинные предметы, отправленные в эвакуацию, видеоинсталляции помогают воспроизвести трагические дни блокадного Ленинграда и собора.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны научными сотрудниками музея, были отобраны музейные предметы и материалы из фондов, которым предстояло отправиться в эвакуацию: детские рисунки военных лет, хлебные карточки, кусочек блокадного хлеба, муляж тумбы с театральными афишами, обложки изданных в годы ВОВ ленинградскими издательствами книг, а еще — линогравюры Алексея Ушина, изображающие Ленинград в блокаде, великий город, затянутый маскировочными сетками, с прибрежной линией, усеянной «зубами» и противотанковыми «ежами», с аэростатами, зависшими в небе, разрезанном светом прожекторов; картину К. Рейхерта «Галилей перед судом инквизиции», коллекцию чертежей архитектора Огюста Монферрана, уникальные мемориальные иконы, выполненные из кости известным резчиком Яковом Серяковым …
Ценнейшие экспонаты уложили в ящики, составили описи, опечатали пломбами и в два этапа эвакуировали за Урал. Сегодня многие из них представлены на выставке в Пушкинском музее.
В конце лета 1941 года линия фронта приближалась к городу. Часть раритетов из пригородных дворцов-музеев не успели вывезти в тыл, часть из них замуровали в дворцовых подвалах или закопали в парках. Музейные ценности, которые не удалось эвакуировать, отправили в Ленинград. Их хранилищем и стал Исаакиевский собор.
По распоряжению Ленгорсовета от 15 июля 1941 года в нем было создано «Объединенное хозяйство музеев» (ОХМ). Под надежными сводами собора укрылись сотни ящиков с уникальными предметами из фондов пригородных дворцов-музеев Пушкина, Павловска, Петергофа, Гатчины и Ораниенбаума, экспонаты музея истории Ленинграда и Летнего дворца Петра I, а также самого Исаакиевского собора — скульптура, живопись, фарфор, стекло, бронза.
Сберечь все это, было поручено группе музейных работников. Одним из главных экспонатов раздела станет легендарный маятник Фуко — бронзовый шар весом 54 кг, бывший одним из символов Исаакиевского собора.
Один из разделов выставки посвящен работе сотрудников Объединенного хозяйства музеев в Исаакиевском соборе. О том, в каких условиях жили и работали музейщики, рассказывают предметы из фондов музея, фотографии, воспоминания сотрудников ОХМ о тех днях.
На выставке представлено также несколько инсталляций, воспроизводящих облик собора в годы блокады, архивные фотографии военных лет, документы, видеоматериалы, в том числе документальный фильм «Архитектура блокады», созданный в рамках проекта «Сохраненная культура».
После окончания войны собору предстояла длительная реставрация. Один из разделов выставки рассказывает, насколько пострадал собор в годы блокады, и о том, как уже его самого, спасали ленинградские реставраторы во главе с Борисом Николаевичем Ворониным.
В 2004 году, к 60-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в подвальном помещении Исаакиевского собора была открыта мемориальная экспозиция «Чтобы помнили…». Сегодня эта выставка впервые покинула здание собора, чтобы в год 80-летия Победы рассказать эту историю москвичам и гостям столицы.
Выставку «Чтобы помнили…» открыл директор музея А. С. Пушкина Е. А. Богатырев: «Этот проект — напоминание о героизме, которого не найти в других странах. Наша задача — передать память о тех событиях новым поколениям, чтобы они знали, как народ выстоял и сохранил наследие».
Выставка будет работать до 29 июня.