Большие самолеты России

Город Иваново известен как исторический центр российской текстильной промышленности. Но лишь немногие знают, какую роль сыграл этот город в развитии отечественной авиации.
В июне с.г. по приглашению он-лайн пресс-клуба Министерства обороны РФ группа блоггеров и представителей СМИ посетила аэродром «Иваново-Северный» и ознакомилась с расположенным здесь Центром боевого применения и переучивания летного состава Военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС России.
Строительство аэродрома «Иваново-Северный» началось в 1935 году, а уже 1937-м здесь базировались тяжелые бомбардировщики ТБ-3. В годы Великой Отечественной войны на аэродроме был развернут учебный центр, в задачу которого входило переучивание советских пилотов на иностранные самолеты, поступавшие к нам по ленд-лизу из США и Великобритании. Сюда же в конце 1942 года прибыли 58 французских авиаторов – летчики и техники эскадрильи «Нормандия». Именно здесь они прошли переучивание на советские истребители Як-1, именно отсюда весной 1943-го начали свой путь к славе….
С 1958 года на аэродроме базируются части военно-транспортной авиации, а с 1974-го начал работу 610-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВТА ВВС.
В настоящее время Центр занимается подготовкой и повышением квалификации пилотов военно-транспортной авиации, выполнением текущих задач ВТА и т.д. В состав Центра входит также эскадрилья, оснащенная уникальными самолетами А-50.
Созданный на базе транспортного Ил-76, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооружённых Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
На территории авиабазы находится также музей военно-транспортной авиации. Перед ним на открытой площадке - самолеты, бывшие на вооружении ВТА: от маленького Ан-2 до огромного Ан-22 Антей, бывшего некогда самым большим серийным самолетом в мире.
В отличие от многих мест в России, на территории аэродрома нет чувства заброшенности и разорения. Рядом со старыми самолетами находится современный тренажерный комплекс, на котором пилоты Ил-76 и А-50 совершенствуют свои навыки. Его построили в 1991 году и капитально модернизировали в начале 2000-х. Возможности тренажера позволяют пилотам безопасно отработать наиболее сложные ситуации, которые могут возникнуть в полете – отказ систем самолета, сложные метеоусловия, боевые повреждения и т.д.
Но главное в «Иваново-Северном» - это не музей и не тренажеры, а летное поле, с которого уходят в небо огромные самолеты. Летают здесь много и часто.
Построенный 75 лет назад аэродром «Иваново-Северный» по-прежнему является одним важнейших пунктов на авиационной карте России.