Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Больше, чем метро…

Больше, чем метро…

Московскому метро – 80 лет
Подготовила Мария Максимова
11.06.2015
Больше, чем метро…

Поездка под землей для первых пассажиров - руководства Москвы, представителей партии, передовиков производства была как полет в космос.

Первый поезд московской подземки прошел от «Сокольников» до «Парка Культуры» и обратно. Машинист, преодолев путь в одну сторону без происшествий, в обратную - решает показать не только основную программу - что сделано, но и перспективу, чего можно достичь и… разгоняется до неслыханной скорости. Константин Черкасский, директор Народного музея метро рассказывает: «Скорость была увеличена до 60 км/ час, т.е. поезд шел очень быстро. И, конечно, на тех руководителей, которые ехали на нем, это произвело неизгладимое впечатление: тогда трамваи-то больше сорока не разгонялись, и машины ходили медленно. Но выходя из вагонов, они говорили: «Да, только так быстро и качественно должен ходить наш метрополитен».

Первая линия была всего 11,6 км длиной, соединяла 13 станций, между которыми ходило 12 поездов по 4 вагона. Линия от «Сокольников» до «Охотного ряда» потом разветвлялась на две - до «Парка Культуры» и «Смоленской». На каждой станции машинист получал письменный приказ двигаться дальше до следующей станции, ведь светофоров еще не было. Кстати, курсирующий ныне ретропоезд «Сокольники» – почти точная копия того самого первого состава.

После той исторической поездки метро было закрыто еще ровно семь месяцев. Устанавливались светофоры и семафоры, монтировались эскалаторы… При запуске метрополитена важно было проверить не только каждую деталь, всю систему.

Первые посетители спустились туда только весной 35-го года. Именно посетители, а не пассажиры. Пригласительные билеты в метро раздавали передовикам производства, комсомольцам и студентам-отличникам, а сам спуск считался редкой экскурсией в мир будущего.

15 мая 1935 года метрополитен заработал уже в полную силу, и это событие стало одним из главных достижений России XX века.

Первые станции строились с размахом, архитектурно напоминая дворцы. Постановление «Об устранении излишеств…" появилось лишь в 1955 г., после чего скорость строительства возросла, а вот станции стали выглядеть «победнее», создавались уже не по индивидуальным проектам.

Изначально метрополитен носил имя Л.М. Кагановича, который в 1931 г., как член Политбюро, представил доклад на Пленуме ЦК ВКП(б), посвященный необходимости ввода метро. Именно тогда и было принято решение о строительстве. Но с 1955 г. метрополитен был переименован и до сих пор называется Московским метрополитеном им. В.И. Ленина.

Метро в Москве больше, чем метро. Это не только транспортная система, но и уникальный художественный комплекс, пронизанный историей. В годы войны метрополитен стал убежищем для горожан во время частых бомбежек летом и осенью 41-го, госпиталем и родильным домом, где появилось на свет 217 детей, библиотекой и парикмахерской, а также Ставкой Верховного Главнокомандования. Метрополитен за все время Великой Отечественной войны останавливал свою работу только на один единственный день, когда было принято решение о минировании его тоннелей.

Послевоенные станции строились также с учетом возможности превращения их в бомбоубежища, но уже в случае ядерного, бактериологического или химического удара. Так появились станции глубокого заложения. Впрочем, герметичными дверями оборудованы выходы всех станций и тоннели, везде есть дизельные электростанции и вентиляционные шахты с фильтрами.

Но в первую очередь, метро - это главная транспортная сеть столицы, постоянно растущая и развивающая, строительство которой продолжалось даже в годы войны. Как только налеты немецкой авиации прекратились, метро стали восстанавливать и достраивать. Велись новые линии даже в годы войны, о чем свидетельствуют памятные таблички на семи станциях.

Сейчас московский метрополитен осуществляет до 55–60% всех перевозок пассажиров в черте города. До сих пор остается крупнейшим на постсоветском пространстве. В мировом масштабе более интенсивно используется метрополитен всего в трех городах — в Токио, Сеуле и Пекине.http://www.msmap.ru/?source=%2Fmetro%2Fhistory

По материалам СМИ


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.