Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 января 2025
Блеск русского двора

Блеск русского двора

Раритеты эпох Петра I, дворцовых переворотов и блистательного XIX века представлены в Государственном историческом музее
Подготовила Мария Максимова
10.01.2025
Блеск русского двора

Императорская семья, придворные кавалеры и дамы, высшие сановники, императорские резиденции – всё это составляло многогранное понятие «Двор». Дворцы и проходившие в них официальные церемонии, парады и балы создавали величественный образ государства с высоким международным статусом. Во всем мире Русский императорский двор славился невероятной изысканностью и богатством.


Проект «Драгоценности! Блеск русского двора» представляет шедевры ювелирного искусства, бальные платья и галерею портретов из собрания Государственного Эрмитажа – 250 уникальных экспонатов.

Русский императорский двор был создан Петром I. И примерно с середины XVIII века за ним утвердилась слава одного из самых роскошных дворов Европы.   

В Государственном Эрмитаже хранится одно из крупней­ших в мире собраний произведений искусств. Но особое место занимает в нем коллекция драгоценностей. На протяжении столетий она создавалась как императорская, в нее попадали только лучшие изделия отечественных и зарубежных мастеров. 

Часть этого бесценного собрания сегодня впервые представлена в Москве, в рамках этого большого выставочного проекта.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом, – «Галереи драгоценностей», – демонстрируются ювелирные изделия императорской семьи: табакерки, часы, украшения. Среди экспонатов – изделия, привезенные Петром I из заграничных поездок. Так, в Саксонии Петром была приобретена коллекция статуэток из золоченого серебра, барочного жемчуга и эмали, а подвеска «Якорь», вероятно, была привезена царем из Голландии. В экспозиции щедро представлены образцы высокого искусства ювелиров всемирно известных фирм Картье, Лалика, Тиффани, Фаберже.

Яркий пример роскоши - туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. Согласно традиции он, выдавался для облачения к венцу невест царского дома. На выставке представлены отдельные предметы из этого комплекса.

Ювелирные изделия XVII-начала XX вв. демонстрируются в экспозиции как предметы коллекционирования, как аксессуары и как предметы-хранители памяти. Драгоценности неизменно привлекают внимание посетителей не только удивительной тонкостью работы, изысканностью форм, благородством и редкостью драгоценных камней, но и возможностью погрузиться в многовековую историю ювелирного дела.

Императорское собрание пополнялось и частными коллекциями. В 1845 г. в Эрмитаж поступило собрание обер-камергера императорского двора, члена Государственного совета графа Д.П. Татищева, которое он за несколько лет до своей кончины завещал Николаю I.

После революции 1917 года Эрмитажная Галерея драгоценностей пополнилась сокровищами из национализированных собраний и личных художественных коллекций. Многие коллекционеры по праву гордились своими музеями, поскольку столичная знать приобретала художественные ценности не только в России, но и в ведущих художественных и антикварных центрах Европы. На выставке представлены предметы из коллекций Долгоруковых, Нарышкиных, Шуваловых, Строгановых, Юсуповых и других знатных семей.

Центральный раздел выставки – «Бал». Здесь можно видеть шелковые и бархатные костюмы, платья, украшенные шитьем, вышивкой или кружевами, парадные портреты русской аристократии. 

Французский посол М. Палеолог отмечал, что по пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству лив­рей, по пышности убранства, блеску и могуществу зре­лище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы сравниться с российским. 

Роскошь и блеск императорского двора в полную силу проявлялись во время балов и маскарадов, когда костюмы и драгоценности были главной составляющей праздника.

Завершает выставку раздел с мемориальными предметами. Здесь можно видеть знаменитую подвеску «Клубок змей» работы французского мастера Рене Лалика, которая принадлежала императрице Александре Федоровне.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал эту выставку «манифестом русской роскоши»:

– Не с гордыней, но с гордостью мы рассказываем о великом искусстве, созданном нашими предками. Название выставки «Драгоценности! Блеск русского двора» звучит не только торжественно, но и актуально, – подчеркнул Пиотровский. – Такой рассказ о нашей истории на самом деле очень уместен. Мы рассказываем о том, как мощь страны выражалась в ее блеске. А за этим блеском стояла великая держава, которой мы должны гордиться и которой должны соответствовать.

 

Экспозиция открыта до 12 мая 2025 года.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
24.01.2025
Иван Полетаев
Борьба с коррупцией выходит на новый уровень
К Дню Победы (1941-1945)
22.01.2025
Валерий Мацевич
Румыния, не делающая выводов из собственной истории
Фоторепортаж
21.01.2025
Подготовила Мария Максимова
Третьяковка отметила 155-летие объединения самой масштабной выставкой за последние полвека




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.