Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Благодатный Огонь

Благодатный Огонь

Можно вздохнуть спокойно – в Великую Субботу Огонь снова сошёл с небес
Подготовила Мария Максимова
21.04.2014
Благодатный Огонь

Огонь появляющийся в Кувуклии, внутренней часовне иерусалимского храма Гроба Господня, только по молитве православного патриарха, остаётся необъяснимой тайной. Если огонь не сойдёт, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества… 

Но огонь – сошёл!

Современный храм Гроба Господня – это огромный архитектурный комплекс, включающий в себя Голгофу с местом Распятия, ротонду, под огромным куполом которой расположены Кувуклия и Кафоликон – соборный храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимских, а также подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами.

Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшой «погребальной камеры» (2,07x1,93 метра), почти наполовину занятой каменным ложем — аркосалием, и входным помещением, называемым приделом Ангела (3,4x3,9 метра). Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных по­мещений, галерей и т.п. Причём, различные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день, чем у других христиан.

В храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много и инославных христиан, мусульман, атеистов. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений тоже оказываются заполненными народом – количество желающих гораздо больше возможностей храма.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям – прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне – израильской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником – мусульманином.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодёжь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос – истинный Бог») – скандируют они.

Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодёжи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по-детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.

Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошёл. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошёл.

В храм входит процессия – иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идёт православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своём крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания – на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит её. После этого Православный патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остаётся в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турок пристальный «контроль» за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию.

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому, кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличён.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма: от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают всё вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.

Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери распахиваются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые, ни с чем несравнимые чувства радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при сошествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, – из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, духовно очистившимися и прозревшими.

И пока есть Церковь и есть верующие, пока совершается в храме Гроба Господня ежегодное таинство Благодатного Огня в Великую Субботу, значит, Бог не оставил ещё нас до конца, не оставил земли и мира, искупленных Голгофской Жертвой из рабства греха и смерти.

И в этом году Благодатный Огонь сошёл с небес, можно вздохнуть спокойно и радоваться начавшейся Пасхальной неделе. Христос Воскресе!

По материалам СМИ


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..