Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Алексей Щусев: «Нельзя строить что-то "в духе", не ведая самого духа»

Алексей Щусев: «Нельзя строить что-то "в духе", не ведая самого духа»

Третьяковка представляет проект, посвященный 150-летию со дня рождения великого архитектора
Подготовила Мария Максимова
13.12.2022
Алексей Щусев: «Нельзя строить что-то "в духе", не ведая самого духа»

Ученик Ильи Репина, один из самых именитых архитекторов своего времени Алексей Щусев оставил после себя огромный вклад в историю российского государства. Здания, созданные по его эскизам, входят в сокровищницу мирового художественно-архитектурного наследия. Марфо-Мариинская обитель, Казанский вокзал, гостиница «Москва», Мавзолей Ленина, Большой Москворецкий мост, а также знаменитый храм Николая Чудотворца в итальянском городе Барии…

В экспозицию «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор», вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева. Многие произведения и документы экспонируются впервые.

«Это исключительные по качеству рисунки, которые позволяют почувствовать нерв эпохи модерна. Щусев был великим рисовальщиком, а еще он был эстетом во всем, в том числе в выборе бумаги. Из-за ее высокого качества эти листы и сохранились после всех перипетий использования при возведении зданий, а также долгих лет хранения», — рассказала на открытии куратор выставки Ирина Шуманова..

Современники вспоминают, что он никогда не чертил по линейке, создавал проекты исключительно от руки, чтобы у них появлялась живость.

Графические работы мастера представлены в одном пространстве с произведениями знаменитых художников эпохи модерна: А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере и М.В. Нестерова, которые создали их для будущего музея на Казанском вокзале.

По словам куратора выставки, Алексей Щусев мыслил «музейно», он сразу хотел создать Музей строительства Казанского вокзала в одном из его помещений. Своих сотрудников просил сдавать эскизы в «форме, близкой к экспозиционной». Музей этот в итоге не случился, однако многие из чертежей были выкуплены правлением Казанской железной дороги и в разные годы попали в Третьяковку.

Известный, прежде всего, как выдающийся архитектор, Алексей Щусев много времени и усилий уделял музейной сфере. В 1926-1928-х он даже занимал должность директора Третьяковской галереи, а затем стал ее главным архитектором.

Щусев внес огромный вклад в развитие Третьяковской галереи. Представленные на выставке материалы позволяют оценить масштабность замыслов «архидиректора» Щусева, степень его вовлеченности в жизнь музея, качество и смелость осуществленных под его руководством экспозиций, точность его градостроительных предвидений.

Кроме архитектурного новаторства, мастер занимался популяризацией музея, продумывал экскурсионные программы, организовывал дискуссионные клубы. При нем в Третьяковке стали проводить инвентаризацию произведений, появился каталог, активизировалась научная работа, был создан издательский отдел. Кстати, Марфо-Мариинская обитель одно время служила реставрационными мастерскими Третьяковской галереи. Нужно сказать, что обитель — важная веха в биографии зодчего. Попадая на его территорию, не сразу понимаешь, что это — не седая древность, а поступь Серебряного века, настолько бережно касался архитектор этой сакральной темы. В экспозиции представлены варианты и наброски Алексея Щусева, равно как эскизы, картины, рисунки его друга Михаила Нестерова — одного из глашатаев неорусского стиля. Над некоторыми сюжетами они работали вместе — лики писал Нестеров, а фон отрисовывал Щусев. Обитель создавалась под лаконично-строгие вкусы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, отдавшей себя служению Богу. Сам Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию».

Уже при Советской власти в статье «Национальная форма в архитектуре» им будет сказано: «Поиски национальной формы в архитектуре не могут сводиться к любованию или копированию отдельных архаичных фрагментов древнего зодчества. Надо изучать художественно-ценное в архитектуре прошлых эпох и учитывать при проектировании бытовые, экономические и культурные потребности народа, для которого мы творим». Отсюда — реставрационная деятельность под девизом: «Нельзя строить что-то "в духе", не ведая самого духа. Надо прощупать каждый старинный камень».

На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка демонстрирует, в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ.

Самым значимым экспонатом выставки стала чертежная стена северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители, украшенная «райским садом» с фантастическими растениями и птицами, которую собрали в натуральную величину.

Это шаблоны, которые Щусев отдавал в работу камнерезам на стройке. То, что после использования мастеровыми эти чертежи снова оказались у автора, — свидетельство того, как Щусев их ценил. Наиболее важные шаблоны исполнял сам Щусев, остальные — молодой выпускник Строгановского училища Никифор Яковлевич Тамонькин (1881-1951).

Этой выставкой Третьяковская галерея открывает цикл мероприятий, посвященных юбилею Алексея Щусева. Выставка продлится до 14 мая 2023 года.


По материалам СМИ


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.