200 ударов в минуту
В Московском музее современного искусства проходит выставка, посвященная печатной машинке.
В экспозиции представлены пишущие машинки из коллекции Политехнического музея, подлинная машинопись из Литературного музея и художественные произведения из фондов Московского музея современного искусства, а также экспонаты из более чем 20 государственных и частных собраний. Среди них машинки Л.Н. Толстого, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына и других классиков русской литературы. Помимо этого демонстрируются специально созданные для проекта аудио- и видеоинсталляции современных авторов — Бориса Хлебникова, Хаима Сокола, Алексея Айги и других.
Рядом — экспонаты, предоставленные Международным Мемориалом, материальные свидетельства многолетней борьбы советского государства с известными произведениями самиздата. Среди них перепечатанный на машинке «Один день Ивана Денисовича», стихи из журнала «Синтаксис» с пометкой «изъято при обыске», записанный Натальей Горбаневской «Реквием» Ахматовой, пишущие машинки Надежды Мандельштам и Феликса Светова, арестованного на заре перестройки.
Экспозиция разделена на тематические блоки, в которых машинка рассматривается как предмет дизайна, инструмент создания литературных и художественных произведений, литературный персонаж, художественный объект и объект концептуального осмысления в произведениях современного искусства. В свою очередь, машинопись представлена как простой носитель информации, объект культа, преследований и художественное средство. Такой подход, с точки зрения организаторов, позволяет продемонстрировать важнейшие аспекты бытования пишущей машинки в России двадцатого века во взаимосвязи с творчеством писателей, политической ситуацией и развитием современного искусства.
Мультимедийный проект «200 ударов в минуту», в то же время, представляет собой культурологическое исследование, задача которого, попытка определить значение пишущей машинки для русской литературы и искусства в частности и для истории России прошлого столетия в целом.