Усилится ли зависимость России от транзита нефти через Турцию?

Президенты РФ и Турции договорились о создании в 2010-2011 годах 500-километрового «транстурецкого» нефтепровода.
Комментирует экономист Игорь Войтенко:
- Эта артерия между портами Самсун на Черном море и Джейхан – на Средиземном будет перекачивать российскую и каспийскую нефть. Таким образом, свыше 90% объема экспорта нефтяного сырья из России в южном направлении будет направляться транзитом через Турцию.
Почему Москва была вынуждена принять такое решение?
Во-первых, более половины объема нефтеэкспорта в южном направлении прежде перевозилось по водному пути Босфор-Мраморное море-Дарданеллы, то есть через «транстурецкие» проливы. Но к настоящему времени, как утверждает турецкая сторона, этот маршрут сильно загрязнён нефтяными отходами, да и обмелел. Поэтому наращивать там нефтяные (т.е. танкерные) перевозки уже невозможно.
Турция с 1995 года вводит в этой артерии ограничения на грузовое судоходство, которые обошлись России за последние 10 лет, по оценкам администраций черноморских и азовских портов РФ, более чем в 15 млрд. долларов из-за выплаты штрафов, в том числе за нарушение графика поставок другим странам по этому пути, передислокации «босфорских» перевозок на более дальние и дорогостоящие маршруты и т.п.
Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное: из-за падения мировых цен на нефть Россия вынуждена быстро увеличивать экспорт этого сырья, чтобы объемами возместить падающие доходы от экспорта. А наиболее короткий транспортный вариант на южном направлении – это Турция.
Как отмечают турецкие и британские СМИ, Анкара своевременно среагировала на упомянутые проблемы России и согласилась на трубопроводный транзит российской нефти. Тем более, что за такой транзит Турция сможет получать до 150 млн.долл. в год. Но согласие это, как отмечено в тех публикациях, обойдется Москве «в копеечку»: нефтепровод будет строиться, повторим, за счет России. Наши капиталовложения в проект - 3 миллиарда долларов А в более широком контексте, именно от политики России в отношении не только Турции и крымско-татарской проблемы, но также на Кавказе и в тюркоязычных странах СНГ будут зависеть объемы российского нефтяного экспорта и. соответственно, транзита.
В этой связи упоминается, что в разгар военного конфликта в Чечне Анкара резко ограничила перевозки российской нефти через Босфор. А затем, во второй половине 1990-х, эти перевозки были снова ограничены. потому что сооружался трубопровод из Азербайджана в турецкий средиземноморский порт Джейхан, куда впоследствии пошла каспийская нефть. Из-за этого южнороссийские, то есть северокавказские трубопроводы и порты, в отличие от турецких, остались недозагруженными.
Словом, ввиду взаимосвязанных экономико-политических причин и географических факторов, транзитная, точнее – транзитно-политическая зависимость России от Турции существенно повысится.