Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Усилится ли зависимость России от транзита нефти через Турцию?

Усилится ли зависимость России от транзита нефти через Турцию?

Комментирует экономист Игорь Войтенко
14.05.2010
Усилится  ли зависимость России от транзита нефти через Турцию?

Президенты РФ и Турции договорились о создании в 2010-2011 годах 500-километрового «транстурецкого» нефтепровода.

Комментирует экономист Игорь Войтенко:

- Эта артерия между портами Самсун на Черном море и Джейхан – на Средиземном будет перекачивать российскую и каспийскую нефть. Таким образом, свыше 90% объема экспорта нефтяного сырья из России в южном направлении будет направляться транзитом через Турцию.

Почему Москва была вынуждена принять такое решение?

Во-первых, более половины объема нефтеэкспорта в южном направлении прежде перевозилось по водному пути Босфор-Мраморное море-Дарданеллы, то есть через «транстурецкие» проливы. Но к настоящему времени, как утверждает турецкая сторона, этот маршрут сильно загрязнён нефтяными отходами, да и обмелел. Поэтому наращивать там нефтяные (т.е. танкерные) перевозки уже невозможно.

Турция с 1995 года вводит в этой артерии ограничения на грузовое судоходство, которые обошлись России за последние 10 лет, по оценкам администраций черноморских и азовских портов РФ, более чем в 15 млрд. долларов из-за выплаты штрафов, в том числе за нарушение графика поставок другим странам по этому пути, передислокации «босфорских» перевозок на более дальние и дорогостоящие маршруты и т.п.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное: из-за падения мировых цен на нефть Россия вынуждена быстро увеличивать экспорт этого сырья, чтобы объемами возместить падающие доходы от экспорта. А наиболее короткий транспортный вариант на южном направлении – это Турция.

Как отмечают турецкие и британские СМИ, Анкара своевременно среагировала на упомянутые проблемы России и согласилась на трубопроводный транзит российской нефти. Тем более, что за такой транзит Турция сможет получать до 150 млн.долл. в год. Но согласие это, как отмечено в тех публикациях, обойдется Москве «в копеечку»: нефтепровод будет строиться, повторим, за счет России. Наши капиталовложения в проект - 3 миллиарда долларов А в более широком контексте, именно от политики России в отношении не только Турции и крымско-татарской проблемы, но также на Кавказе и в тюркоязычных странах СНГ будут зависеть объемы российского нефтяного экспорта и. соответственно, транзита.

В этой связи упоминается, что в разгар военного конфликта в Чечне Анкара резко ограничила перевозки российской нефти через Босфор. А затем, во второй половине 1990-х, эти перевозки были снова ограничены. потому что сооружался трубопровод из Азербайджана в турецкий средиземноморский порт Джейхан, куда впоследствии пошла каспийская нефть. Из-за этого южнороссийские, то есть северокавказские трубопроводы и порты, в отличие от турецких, остались недозагруженными.

Словом, ввиду взаимосвязанных экономико-политических причин и географических факторов, транзитная, точнее – транзитно-политическая зависимость России от Турции существенно повысится.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.