Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Школьные учебники опять станут идеологизированными?

Школьные учебники опять станут идеологизированными?

Комментирует ведущий эксперт Фонда исторической перспективы Павел Святенков
14.12.2012
Школьные учебники опять станут идеологизированными?

Совет по межнациональным отношениям при президенте предложил ввести в школах и вузах предмет «Национальная политика».

Комментирует ведущий эксперт Фонда исторической перспективы Павел Святенков:

– Сама идея подобного учебника крайне сомнительна. Мне кажется, что такой учебник неизбежно будет носить идеологический, а не научный характер, получить из него реальную информацию о народах будет вряд ли возможно.

Да и вообще, преподавание антропологии в школе, как мне представляется, попахивает расовой теорией. Преподавание подобного предмета возможно, скорее, в вузе. Причем учебник, который цитируется в статье «Известий», для этого едва ли подойдет, слишком наивна подача материала: «Башкиры — храбрые воины с темными волосами и мудрым взглядом». Предполагается, что по этому описанию можно узнать башкира. Конечно, представителям башкирского народа будет приятно услышать о себе такое, но, согласитесь, это отнюдь не является качественной характеристикой башкира. А почему осетины – «жители ущелий?» Словом, такие дисциплины должны изучаться на совершено ином уровне, разработкой учебников должны заниматься специалисты.

Есть предмет «Обществоведение», в рамках которого теоретически можно изучать и разнообразные народы, которые живут в России. Но изучать их нужно с точки зрения культуры и обычаев.

К тому же, изучать различные народности логично было бы в курсе географии России, рассматривая особенности ландшафта и расселение людей, знакомя с их традициями и культурой, в том числе, с традициями и культурой титульной нации - русских, которых на нашей территории 80%. Пока же мы рассказываем о стране так, будто ее населяют крошечные этнические группы, ни одна из которых не является лидирующей.

Согласно официальной доктрине в России проживает 193 народа, и совершенно очевидно, что рассказать даже в очень толстом учебнике обо всех – сложно. А те, о ком сказано не будет, могут почувствовать себя ущемленными.

Идея «российского народа» проистекает из советской национальной политики, согласно которой существовали разные нации, а выше всех наций стоял народ, понимаемый в классовом смысле этого слова, как трудящиеся. Современная Российская Конституция сохранила это понимание, в ней тоже говорится о многонациональном народе. Но с точки зрения современной науки, которая изучает нации, народ многонациональным быть не может. Это нация может состоять из нескольких народов.

Потому что «народ» – этническая общность, в то время как «нация» – общность, скорее, политическая.

Думается, что мы имеем дело с попыткой протащить в школу очередной идеализированный учебник. И я очень сомневаюсь что эта «промывка мозгов» будет эффективна в ситуации, когда люди сталкиваются с реальными проблемами в межнациональных отношениях. Можно вспомнить, о том, что в советской школе идеологическая составляющая тоже была, но ближе к 70-м годам она ничего кроме насмешек не вызывала.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.