Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024

Сербия меняет курс?

Комментирует старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров
21.05.2012
Сербия меняет курс?

Победа Томислава Николича на президентских выборах стала еще одним свидетельством сложности и непредсказуемости процессов, происходящих сегодня в Европе.

Комментирует старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров:

- Обнародованные накануне голосования предвыборные опросы отдавали победу не сомневавшемуся в своем избрании на очередной срок Борису Тадичу с разгромным по сербским меркам счетом 58% против 42%.

В западных столицах недоумевают о причинах поражения своего главного партнера в Сербии, германское агентство DPA сообщает о «политическом землетрясении», а многие эксперты заговорили чуть ли не о коллективной сербо-греческой фронде против Европейского союза.

По данным республиканского Центризбиркома, Николич набрал 50,21% голосов, в то время как его соперник - 46,77%. Каковы же основные причины триумфа Николича? Представляется, что ключевую роль сыграли три фактора. Первый – низкая явка избирателей 20 мая, составившая 46% против почти 58% в первом туре 6 мая. В Сербии, как и во многих других восточноевропейских странах, оппозиционный электорат традиционно более организован и сплочен, нежели единомышленники власти. Есть основания утверждать, что сторонники Николича, а также представители электората других кандидатов, выбывших из борьбы в первом туре и решивших поддержать кандидата от «прогрессистов», приняли участие в голосовании 20 мая, видя в нем последний шанс изменить политический вектор Сербии. Что же касается сторонников действующей власти, то они явно расслабились под действием как раз «убаюкивающих» предвыборных прогнозов. Интересно, что еще в апреле социологическое агентство Partner konsalting отдало победу во втором туре Николичу с результатом 51% против 49% у Тадича. Итоговое голосование как раз и засвидетельствовало возвращение к данной расстановке.

Второй фактор успеха Томислава Николича связан с соглашением, которое за считанные дни до второго тура голосования он заключил с лидером Демократической партии Сербии Воиславом Коштуницей на предмет проведения референдума по главному вопросу национальной политической жизни – о целесообразности и условиях вступления Сербии в Европейский союз и НАТО. Расчет лидера «прогрессистов» - как оказалось, совершенно правильный – строился не столько на том, чтобы заручиться поддержкой избирателей Коштуницы, получившего в первом туре 7,44% голосов, сколько на надежде «перетянуть» на свою сторону всех, кто сомневается в необходимости вступления Сербии в Европейский союз любой ценой – в том числе ценой новых уступок по Косово. А таких, судя по опросам общественного мнения, в Сербии большинство - около 52%.

Наконец, третий фактор успеха Николича связан с общим изменением сил в Европе, происшедшим как раз в последние две недели и связанным с процессами, происходящими в другом районе Балкан – в Греции. На сербских избирателей не могла не произвести впечатление позиция, занятая греческими избирателями и рядом местных партий в отношении ультимативного давления из Брюсселя. Угроза столкнуться с финансовыми санкциями со стороны Европейского союза и МВФ не заставила «поступиться принципами» ни леворадикальную коалицию СИРИЗА, ни другие патриотические силы, отказавшиеся формировать коалиционное правительство по рецептам Запада. Это подало недвусмысленный сигнал сербам и заставило их поверить в то, что и в их стране отнюдь не все предопределено глобальными геополитическими сценариями. К тому же в отношении президентства Тадича у большинства населения Сербии накопились реальные претензии. Это и сотрудничество с известным своей антисербской ориентацией Международным трибуналом по бывшей Югославии в Гааге (включая выдачу бывших лидеров боснийских и хорватских сербов Радована Караджича, Ратко Младича и Горана Хаджича), односторонние извинения, принесенные властям Хорватии и Боснии и Герцеговины за события 1990-х годов, несмотря на то, что вина за них лежит во многом на Загребе и Сараево, отказ реально поддержать косовских сербов в их противостоянии с албанскими властями Косово, полицией ЕС и военнослужащими НАТО, - и тем более озвученное ближайшим соратником теперь уже экс-президента министром обороны Драганом Шутановацем намерение интегрироваться в НАТО, варварски бомбившее Югославию. Все эти факторы достигли своей критической массы именно 20 мая и привели к поражению, казалось бы, «непотопляемого» президента Бориса Тадича.

Какие же последствия будет иметь победа Томислава Николича в плане дальнейшего развития Сербии и ее внешнеполитических приоритетов? Ответ на этот вопрос зависит от целого ряда обстоятельств, и в наименьшей степени - как раз от программных приоритетов самого лидера Сербской прогрессивной партии. Дело в том, что его заявления за последние пять лет отличались противоречивостью и переменчивостью. Еще накануне предыдущих президентских выборов 2008 года Николич не скупился на жесты и обещания в сторону России. Однако, начав свою политическую карьеру с заявлений о том, что он скорее хотел бы видеть Сербию российской провинцией, чем членом Евросоюза, он впоследствии стал адептом евроинтеграции. Не добавил последовательности программным установкам избранного ныне президента происшедший в 2008 году его разрыв с Сербской радикальной партией – пожалуй, единственной политической силой Сербии, занимающей последовательно антизападные и пророссийские позиции.

В своем первом заявлении после объявления предварительных результатов нынешних выборов Николич пообещал, что «Сербия сохранит свой европейский путь и не оставит свой народ в Косово и Метохии», при этом «европейский путь» видится им, прежде всего, как участие в финансово-экономических проектах Евросоюза. «Мы желаем присоединиться к ЕС. У него есть для нас проекты и инвестиции», - заявляет Николич, но при этом всячески подчеркивает свое неприятие уступок по Косово как условия одобрения Брюсселем сербской заявки. «Если они говорят, что мы можем интегрироваться в ЕС, но что Косово нам не принадлежит - мы им скажем: "Спасибо, до свидания, у нас свой собственный путь"» - подчеркивает лидер сербских «прогрессистов».

В том, что касается Косово, Николича действительно трудно уличить в непоследовательности: в этом вопросе он занимает более жесткую позицию в части отстаивания территориальной целостности страны и неприятия самопровозглашенных властей Приштины, нежели Тадич. А вот что касается экономического сотрудничества с ЕС – то пока не совсем понятно, каким образом Томислав Николич будет совмещать эту стратегию с обещанным им развитием стратегического партнерства с Россией. Ведь Москва и Брюссель наиболее активно соперничают как раз на Балканах и именно в Сербии – где Россия реализует целый ряд энергетических, инфраструктурных и других проектов, конкурирующих с аналогичными разработками ЕС. В первую очередь это касается участия сербской стороны в проекте сооружения газопровода «Южный поток». Симптоматично, что еще перед вторым туром Николич публично пообещал, что его первым официальным визитом в качестве главы государства станет поездка в экономическую «столицу» сегодняшнего Евросоюза Берлин. Однако после голосования он занял более «обтекаемую» позицию. Отвечая на вопросы журналистов о внешней политике, Томислав Николич сказал, что первые визиты намечает в США, Россию и Германию, не определяя пока их последовательность.

По имеющейся информации, первый визит победителя президентских выборов может все-таки состояться уже 25 мая как раз в Москву – причем еще по партийной линии. Речь идет о его возможном участии в съезде партии «Единая Россия», с которой Сербскую прогрессивную партию связывает соглашение о сотрудничестве.

Есть еще один важный фактор, от которого напрямую зависит сама способность Томислава Николича проводить активную и независимую внешнюю политику. Это расклад сил в других структурах сербской государственной власти, а именно в правительстве и Народной Скупщине. После парламентских выборов и первого тура выборов президентских, прошедших 6 мая, Демократическая партия Бориса Тадича успела заключить коалиционное соглашение с Социалистической партией Сербии, позволяющее сохранить в парламенте прежнюю прозападную коалицию. При этом лидер социалистов Ивица Дачич не скрывал своего намерения занять пост премьера (в последние годы он возглавлял министерство внутренних дел и одновременно являлся первым вице-премьером). Однако успех Николича спутал карты и дал основания говорить о возможном переформатировании данной коалиции. Как уже признал сам Дачич, сложившаяся в Сербии «новая ситуация перепозиционирует политическую сцену». Учитывая неоднородность лагеря социалистов – в котором многие занимают антизападные позиции – можно ожидать перехода части фракции Соцпартии на сторону «прогрессистов» Николича, а следовательно, формирования нового правящего большинства. Следует также учитывать, что, согласно Конституции, Сербия является не президентской, а парламентской республикой, и премьер-министр обладает очень большими полномочиями. Неудивительно, что один из авторитетных сербских социологов Владимир Вулетич не без оснований прогнозирует возникновение в Сербии «серьезного кризиса», а политическую сцену страны охарактеризовал как «театр противоречий и разногласий между президентом и правительством».

Пока же можно с известной долей уверенности предположить, что в первые месяцы президентства Томислава Николича произойдет охлаждение отношений Сербии с Евросоюзом, активизация контактов с Россией, сопровождающаяся выгодными предложениями российским инвесторам, а также ужесточение политики Белграда в отношении Косово – в том числе с возможным дезавуированием соглашений, ранее заключенных Белградом с Приштиной при посредничестве – а точнее, давлении - Евросоюза. Нового президента страны может вынудить к этому давление со стороны широкого оппозиционного электората. Во всяком случае, в Сербии вряд ли повторится болгарский сценарий, при котором правительство сначала фактически заблокировало участие страны в реализации проекта «Южный поток», а затем превратило данный вопрос в предмет политического и экономического торга с участием Москвы и Брюсселя.

К слову, о реакции Брюсселя на избрание Николича. Лидеры Евросоюза и западные средства массовой информации достаточно сдержанно отреагировали на результаты второго тура – хотя нового президента там по традиции продолжают именовать «националистом» или «националистически ориентированным» политиком. Более того, за три часа до закрытия избирательных участков 20 мая мировые информационные агентства обнародовали поздравление победителю - Николичу, составленное от имени председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. Затем сообщение было аннулировано как ошибочное, однако документ имел порядковый номер делопроизводства ЕС и другие атрибуты, которые засвидетельствовали его подлинность. Скорее всего, Евросоюз заранее по своим каналам предвосхитил победу Николича – что позволяет предположить, что речь могла идти о реализации запасного сценария, предполагавшего смену президента Сербии с тем, чтобы избавиться от теряющего популярность Тадича при одновременном получении от Николича гарантий неизменности курса Белграда на евроинтеграцию.

Как бы то ни было, в современной истории Сербии наступает новый этап, а существующие в стране линии противостояния открывают возможности для различных внутриполитических комбинаций и переформатирования внешнеполитических векторов – среди которых важная роль может принадлежать России.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.