Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Решит ли проблемы Совет по межнациональным отношениям?

Решит ли проблемы Совет по межнациональным отношениям?

Комментирует эксперт Сергей Алехин
15.06.2012
Решит ли проблемы Совет по  межнациональным отношениям?

Указом Владимира Путина создан Совет при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Комментирует эксперт Сергей Алехин:

- Постоянный рост числа мигрантов в нашей стране создал известные всем проблемы, которые лишь обостряются год от года. Поэтому реальной деятельностью Совета должны стать жесткий мониторинг и профилактика межнациональных конфликтов. По данным социологов, в конце прошлого года половина сограждан в той или иной степени поддержали лозунг «Россия для русских», а 64 процента населения считает, что правительство должно ограничить миграционный приток. Более того, 39 процентов опрошенных полагают, что в стране возможны кровопролитные конфликты на национальной почве.

Сейчас законодательство, призванное регулировать миграционные потоки, в основном ориентируется не на ограничение числа трудовых мигрантов, а на устранение преград для их въезда в нашу страну. Такая политика велась довольно долго: экономике необходима была рабочая сила, дешевая рабочая сила, добавлю, и мало кто всерьез задумывался о возможных последствиях импорта «гастарбайтеров». Сегодня – лучше позже, чем никогда – власть решила заняться проблемой всерьез. Свидетельство тому – факт, что новый совещательный орган возглавил сам президент Владимир Путин.

Видимо, главными задачами нового органа будут вопросы упорядочения плохо контролируемых потоков мигрантов в Россию. Положение дел в этой сфере, как известно, сегодня крайне плачевно. Поскольку большая часть прибывающих к нам в безвизовом порядке иностранных граждан вливается в теневой сектор экономики, мы получаем демпинг заработной платы на рынке труда. В стране ухудшается санитарно-эпидемиологическая и криминогенная ситуация, и, что особенно опасно, меняется этнокультурный ландшафт, растет уровень межэтнической напряженности в субъектах федерации. Если сегодня ничего не предпринимать, то в ближайшем будущем нам придется иметь дело с расширением анклавных этнических рынков труда в регионах, вырастет риск потенциальных конфликтов групп мигрантов с гражданами России.

Понятно, что требуется принятие комплексных мер, создание единой системы регулирования миграционных потоков. В особенности это необходимо сделать в отношении стран Центральной Азии, с которыми сейчас у России введен безвизовый режим. Возможно, меры эти кому-то покажутся радикальными, однако сегодня необходимы именно жесткие действия, для которых требуется стальная воля власти.

Прежде всего, нам следует на законодательном уровне изменить механизмы привлечения иностранных работников. Помимо разрешения иностранному работнику на трудовую деятельность «добро» должно выдаваться работодателю, при этом он должен гарантировать проживание и медицинское обслуживание своего сотрудника. Также нужно устанавливать платежи за использование миграционных квот. А размер отчислений должен быть таким, чтобы он побуждал наши предприятия готовить свои кадры и постепенно отказываться от привлечения иностранных ресурсов. Конечно, следует разработать антидемпинговое законодательство, согласно которому заработная плата иностранных работников не должна быть ниже средней, установленной по отрасли для специалиста определенной степени квалификации с учетом региональных особенностей.

Нынешняя система квотирования не выполняет функции по защите национального рынка труда. Она уживается с нелегальной занятостью «гастарбайтеров», число которых больше количества работников, привлекаемых официально. И механическое сокращение квот ведет лишь к росту сегмента нелегальной занятости. К тому же крупный работодатель, имеющий большие лоббистские возможности на региональном уровне, почти всегда обоснует любую потребность в иностранной рабочей силе. Необходимо менять сам механизм квотирования, квоту должна определять комиссия, где будут представлены органы исполнительной власти, профсоюзы и объединения работодателей. Естественно, для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности надо установить обязательное прохождения иностранными гражданами медицинского освидетельствования - до получения разрешения на работу, подчеркну. Пока же, вместо того, чтобы внедрять новые технологии в строительстве и повышать производительность труда, мы идем «проторенным путем». Для привлечения дополнительного количества трудовых мигрантов на стройки саммита АТЭС-2012 и олимпийских объектов в Сочи даже были внесены поправки в действующее законодательство.

Практически сразу после создания Совета Владимир Путин утвердил Концепцию государственной миграционной политики России на период до 2025-го. Документ объемный и подробный, отмечу лишь, что главной целью этой политики провозглашается обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Но для реализации конкретных задач, обозначенных в концепции, придется вносить большие изменения в законодательство. Речь не идет о введении неких драконовских мер по отношению к незаконным мигрантам, а, прежде всего, о необходимости выполнения уже существующих нормативных актов. Параллельно ставится не менее важная цель: заинтересовать соотечественников, проживающих за рубежом, в возвращении в Россию.

Работа эта долгосрочная, хотя, конечно, все мы заинтересованы в том, чтобы увидеть положительные итоги реализации Концепции в самом ближайшем будущем. Принятие этого документа, равно как и создание Совета такого уровня, говорят о признании руководством страны наличия проблемы и ее масштабов.

Насколько будет эффективна работа Совета – должно показать самое ближайшее время, но, в любом случае, первой и главнейшей задачей для руководства страны должно стать именно изменение законодательства. Скептики уже обозначили свое отношение к новому органу, считая, что его совещательный статус заведомо обрекает Совет на низкий коэффициент полезного действия, и предлагают возродить министерство национальной политики. Не соглашусь: для длительной и скоординированной работы всей системы органов государственной власти необходим институт, аккумулирующий инициативы общества, и готовый быстро на них реагировать. А «президентский уровень» Совета подтверждает, что к его рекомендациям будут обязаны прислушиваться как исполнительная, так и законодательная ветви власти.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.