Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Почему восстановление железных дорог Абхазии выгодно и России?

Почему восстановление железных дорог Абхазии выгодно и России?

Комментирует Алексей Чичкин
10.09.2009
Почему восстановление железных дорог Абхазии выгодно и России?

Москва вскоре выделит 1,5 млрд рублей кредита на восстановление в республике железных дорог. Также ведутся переговоры о передаче главной абхазской железной дороги в концессию РЖД.

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин:

- Для нас это очень важно. Ведь именно через Абхазию возможно кратчайшее расстояние перевозок между Россией, с одной стороны, и Арменией, Турцией с Ираном - с другой. Так, собственно, они и осуществлялись до абхазо-грузинской войны 1991-1992 годов. Однако с тех пор главная - трансабхазская - железная дорога не только закрыта, но и, в большей своей части, разрушена или заброшена. Теперь сухопутные перевозки между странами осуществляются кружными (через Азербайджан, Украину, Молдавию, Балканы) и куда более дорогостоящими путями. В том же состоянии пребывают и другие железнодорожные линии в Абхазии.

Между тем, грузинские власти, несмотря на антироссийскую и "антисухумскую" риторику, не против возобновления консультаций с Россией по вопросу восстановления абхазо-грузинского железнодорожного направления: транзитные доходы для нынешней Грузии – далеко не лишние.

А для России тут есть еще одна выгода: восстановление железных дорог в Абхазии позволит ей использовать абхазские черноморские порты, пока загруженные лишь на четверть своих мощностей. В этой связи уже разработан проект двух железных дорог, ведущих из горных районов Краснодарского края и Карачаево-Черкесии напрямую к портам Сухум, Гагра и Очамчира. Некоторые абхазские железнодорожные ветки подходят вплотную к абхазскому приграничью с Россией, что географически способствует их стыковке с нашими железными дорогами.

Пока же, после распада СССР, до трети среднегодового грузооборота РФ на Черном море осуществляется транзитом через Украину, что обходится России, по оценкам Минтранса РФ и РЖД, минимум в 150 млн. долларов. Причем Украина с 2009 года все повышает транзитные расценки. Сооружение упомянутых артерий к абхазским портам, как и восстановление главной - трансабхазской железной дороги по побережью Черного моря позволит сначала сократить, а в дальнейшем - почти полностью устранить российский внешнеторговый транзит через порты Украины.

Политические преимущества такого развития ситуации также очевидны.

Рубрику ведет Дарья Муравина


Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.