Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 июня 2025
Почему восстановление железных дорог Абхазии выгодно и России?

Почему восстановление железных дорог Абхазии выгодно и России?

Комментирует Алексей Чичкин
10.09.2009
Почему восстановление железных дорог Абхазии выгодно и России?

Москва вскоре выделит 1,5 млрд рублей кредита на восстановление в республике железных дорог. Также ведутся переговоры о передаче главной абхазской железной дороги в концессию РЖД.

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин:

- Для нас это очень важно. Ведь именно через Абхазию возможно кратчайшее расстояние перевозок между Россией, с одной стороны, и Арменией, Турцией с Ираном - с другой. Так, собственно, они и осуществлялись до абхазо-грузинской войны 1991-1992 годов. Однако с тех пор главная - трансабхазская - железная дорога не только закрыта, но и, в большей своей части, разрушена или заброшена. Теперь сухопутные перевозки между странами осуществляются кружными (через Азербайджан, Украину, Молдавию, Балканы) и куда более дорогостоящими путями. В том же состоянии пребывают и другие железнодорожные линии в Абхазии.

Между тем, грузинские власти, несмотря на антироссийскую и "антисухумскую" риторику, не против возобновления консультаций с Россией по вопросу восстановления абхазо-грузинского железнодорожного направления: транзитные доходы для нынешней Грузии – далеко не лишние.

А для России тут есть еще одна выгода: восстановление железных дорог в Абхазии позволит ей использовать абхазские черноморские порты, пока загруженные лишь на четверть своих мощностей. В этой связи уже разработан проект двух железных дорог, ведущих из горных районов Краснодарского края и Карачаево-Черкесии напрямую к портам Сухум, Гагра и Очамчира. Некоторые абхазские железнодорожные ветки подходят вплотную к абхазскому приграничью с Россией, что географически способствует их стыковке с нашими железными дорогами.

Пока же, после распада СССР, до трети среднегодового грузооборота РФ на Черном море осуществляется транзитом через Украину, что обходится России, по оценкам Минтранса РФ и РЖД, минимум в 150 млн. долларов. Причем Украина с 2009 года все повышает транзитные расценки. Сооружение упомянутых артерий к абхазским портам, как и восстановление главной - трансабхазской железной дороги по побережью Черного моря позволит сначала сократить, а в дальнейшем - почти полностью устранить российский внешнеторговый транзит через порты Украины.

Политические преимущества такого развития ситуации также очевидны.

Рубрику ведет Дарья Муравина


Специально для Столетия


Эксклюзив
24.06.2025
Беседа с исполнительным директором благотворительного фонда «Вклад в будущее»
К Дню Победы (1941-1945)
20.06.2025
Владимир Кршлянин
Выступление посла Сербии на торжественном собрании по случаю 80-летия Победы над фашизмом
Фоторепортаж
26.06.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее на Поклонной горе открылась выставка, посвященная легендарным парадам




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.