Почему российские суда предпочитают чужие порты?

Владимир Путин призвал немедленно снизить тарифы в портах РФ для российских судов.
Комментирует экономист Леонид Шипилов:
- Сверхвысокий уровень тарифов, установленный владельцами наших портов, привел к тому, что российские товары уже который год поступают в РФ или направляются на экспорт через порты соседних стран. Среднегодовые расходы по этому транзиту достигают не меньше 300 млн. долларов…
Проблема эта не нова. Помнится, она не единожды обсуждалась еще в 1993 г. на совещаниях транспортных ведомств и компаний РФ. Но, как говорится, воз и ныне там, поскольку большинство портовых операций и услуг в России находится в руках частных руках, которыми и определяется уровень расценок на любые транспортные работы. Вожделение же наших толстосумов, как известно, не знает границ. А потому и оказываются погрузочно-выгрузочные операции и другие транспортные и транзитные услуги в большинстве российских портов наполовину, а то и в двое-трое дороже, чем в соседнем зарубежье - странах Балтии, Финляндии, Казахстана и ряде других. Вот и вынуждены россияне пользоваться их услугами. И это понятно, когда транзитные расходы в соседних странах дешевле, чем в близлежащих родных портах. К тому же грузы надо сперва «растаможить», чтобы ввезти в Россию или вывезти, будь то сухопутным транспортом или по трубопроводам, а это - дополнительные расходы. И тут российские порты явно проигрывают соседским в конкурентоспособности. Причем далеко не первый год.
Такая ситуация негативно сказывается и на нашей рыбной промышленности. Нередко бывает так, что выловленную российскими судами рыбу в арктических морях выгоднее не только разгрузить в соседних портах Норвегии, но и сдать норвежцам или исландцам на переработку, что дешевле и быстрее, в сравнении с выгрузкой в приарктических портах РФ. Схожая ситуация с прейскурантами и в ряде других морских портов России.
Ситуация усугубляется и географическими причинами. После распада СССР у России остались считанные порты в Балтийском, Каспийском и Черноморско-Азовском бассейнах, что сильно ослабило экономико-политические позиции России в данных регионах.
Как будет решаться проблема? Скорее всего - по опыту соседних с нами, да и многих других стран - без вмешательства государства, без госрегулирования портовых расценок тут явно не обойтись.