Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 октября 2024
Почему опыт коммунистов так привлекателен для Евросоюза?

Почему опыт коммунистов так привлекателен для Евросоюза?

Комментирует политолог Алексей Балиев
23.11.2009
Почему опыт коммунистов так привлекателен для Евросоюза?

Пост первого президента ЕС - постоянного председателя Совета Евросоюза доверен бельгийскому премьер-министру Херману ван Ромпею. А первым министром иностранных дел ЕС стала бывший еврокомиссар по вопросам торговли, англичанка Кэтрин Эштон.

Комментирует политолог Алексей Балиев:

- По сути, Лисабонский договор предусматривает такие меры централизованного управления Евросоюзом, которые использовались в СССР и СФРЮ. Но в большей мере востребован опыт «титовской» Югославии, в которой должности руководителей высших органов и министров, именовавшихся «союзными секретарями» (в ЕС — это «комиссары Евросоюза»), один раз в три-пять лет занимали представители всех республик. Так что востребованность в ЕС прежде всего югославского опыта — очевидна.

И это понятно. Сегодня Евросоюз устремлен к большему уровню консолидации и к большей административно-управленческой значимости своих центральных структур в регионе. Упомянутые должности касаются всех государств ЕС, делегирующих свои внешнеполитические и другие полномочия централизованным структурам Евросоюза.

Хотя, в свое время Югославия, и особенно СССР, подвергались наиболее резкой критике именно за «попрание» высшими управленческими структурами прав отдельных республик в экономической, административной и внешнеполитической сферах.

Тот же югославский опыт стал осуждаться в регионе ЕС, да и вообще на Западе после кончины Иосипа Броз Тито (1980 г.) и особенно после 1985 года, когда уже впрямую проводилась политика по разрушению как Югославии, так и Советского Союза. В отличие от прежней политики (1960-х-первой половины 1980-х гг.) — пропагандистского противопоставления.

Впрочем, еще Шарль де Голль и Вилли Брандт призывали учитывать опыт СССР и СФРЮ в процессе создания центральных органов Европейского Союза и при регулировании ими внутри- и внешнеэкономической политики стран-членов ЕС, не говоря уже о роли советского и югославского опыта для внешнеполитической координации в рамках всего ЕС. Что, собственно говоря, и перенято.

Но мало, правда, кто обращает внимание на тот факт, что ускоренная централизация в ЕС оставляет вне его рамок миниатюрные государства Европы — Андорру, Сан-Марино, Монако и Лихтенштейн, которые и сегодня не поступаются своей независимостью и участвуют в Европейской ассоциации свободной торговли наряду с Норвегией, Швейцарией, Исландией и автономиями Дании.

Конечно, феномен существования таких стран даже в годы Второй мировой войны и в контексте «централизаторских» тенденций в ЕС — другая тема. Но подчеркнем: даже «миниатюрные» народы и государства Европы не склонны терять свой суверенитет и свою самобытность на фоне всё большего подчинения стран-членов Евросоюза его центральным структурам.

Рубрику ведет Дарья Муравина

Специально для Столетия


Эксклюзив
11.10.2024
Андрей Офицеров
ВСУ более 400 раз применили отравляющие вещества против армии России и населения
Фоторепортаж
07.10.2024
Подготовила Мария Максимова
К 150-летию со дня рождения выдающегося медика Н.А. Семашко



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.