Почему опыт коммунистов так привлекателен для Евросоюза?
Пост первого президента ЕС - постоянного председателя Совета Евросоюза доверен бельгийскому премьер-министру Херману ван Ромпею. А первым министром иностранных дел ЕС стала бывший еврокомиссар по вопросам торговли, англичанка Кэтрин Эштон.
Комментирует политолог Алексей Балиев:
- По сути, Лисабонский договор предусматривает такие меры централизованного управления Евросоюзом, которые использовались в СССР и СФРЮ. Но в большей мере востребован опыт «титовской» Югославии, в которой должности руководителей высших органов и министров, именовавшихся «союзными секретарями» (в ЕС — это «комиссары Евросоюза»), один раз в три-пять лет занимали представители всех республик. Так что востребованность в ЕС прежде всего югославского опыта — очевидна.
И это понятно. Сегодня Евросоюз устремлен к большему уровню консолидации и к большей административно-управленческой значимости своих центральных структур в регионе. Упомянутые должности касаются всех государств ЕС, делегирующих свои внешнеполитические и другие полномочия централизованным структурам Евросоюза.
Хотя, в свое время Югославия, и особенно СССР, подвергались наиболее резкой критике именно за «попрание» высшими управленческими структурами прав отдельных республик в экономической, административной и внешнеполитической сферах.
Тот же югославский опыт стал осуждаться в регионе ЕС, да и вообще на Западе после кончины Иосипа Броз Тито (1980 г.) и особенно после 1985 года, когда уже впрямую проводилась политика по разрушению как Югославии, так и Советского Союза. В отличие от прежней политики (1960-х-первой половины 1980-х гг.) — пропагандистского противопоставления.
Впрочем, еще Шарль де Голль и Вилли Брандт призывали учитывать опыт СССР и СФРЮ в процессе создания центральных органов Европейского Союза и при регулировании ими внутри- и внешнеэкономической политики стран-членов ЕС, не говоря уже о роли советского и югославского опыта для внешнеполитической координации в рамках всего ЕС. Что, собственно говоря, и перенято.
Но мало, правда, кто обращает внимание на тот факт, что ускоренная централизация в ЕС оставляет вне его рамок миниатюрные государства Европы — Андорру, Сан-Марино, Монако и Лихтенштейн, которые и сегодня не поступаются своей независимостью и участвуют в Европейской ассоциации свободной торговли наряду с Норвегией, Швейцарией, Исландией и автономиями Дании.
Конечно, феномен существования таких стран даже в годы Второй мировой войны и в контексте «централизаторских» тенденций в ЕС — другая тема. Но подчеркнем: даже «миниатюрные» народы и государства Европы не склонны терять свой суверенитет и свою самобытность на фоне всё большего подчинения стран-членов Евросоюза его центральным структурам.
Рубрику ведет Дарья Муравина
?>