Почему Евросоюз приостановил «Восточное партнерство»?
Премьер-министр председательствующей в ЕС Швеции Ф. Рейнфельд заявил, что «по причине возникших финансовых проблем программа “Восточное партнерство” приостанавливается до декабря 2009 года».
Комментирует кандидат экономических наук Алексей Балиев:
- Напомню, программа “Восточное партнерство”, инициированная Швецией и Польшей в конце 2008 г., была одобрена ЕС в марте этого года. Она направлена на создание особого политико-экономического режима между ЕС и Арменией, Белоруссией, Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, а также на формирование льготного визового режима в Евросоюзе для упомянутых стран СНГ. В перспективе, по данным ЕС, те же страны будут ассоциированы с Евросоюзом.
Сегодня очевидно, что в руководстве ЕС недовольны, скажем так, «пророссийской самостоятельностью» Баку и Кишинева, и совсем не ожидали ее от Тбилиси. Между тем, причины такой тенденции - прежде всего экономические. Традиционные экспортные товары, как и сами экономики «партнерских» с ЕС стран, понятно, не нужны Евросоюзу, ибо он преследует в ближнем окружении России сугубо политические цели. В этой связи, даже в странах Балтии ширится недовольство последствиями участия региона в Евросоюзе, который, как отмечают многие прибалтийские аналитики и СМИ, под предлогом кризиса быстро сокращает помощь странам-«новобранцам» ЕС и ужесточает условия торговли с теми же прибалтами.
Поэтому неудивительно, что быстрыми темпами в последнее время возобновляется торговля, особенно бартерная, стран Балтии с Россией и СНГ. А в Латвии две недели назад упразднена госкомиссия по уточнению финансовых претензий этой страны к России - правопреемнице СССР. Кстати, создавать аналогичную комиссию в конце июня отказались и власти Грузии.
Характерно, что решение ЕС о приостановлении партнерства принято, во-первых, через несколько дней после российско-азербайджанских договоренностей о долгосрочных поставках в Россию газа из Азербайджана. А во-вторых - через полмесяца после Кишиневского совещания Экономического совета СНГ, в ходе которого Молдавия, поддержанная другими странами Содружества, предложила создавать товарно-отраслевые ассоциации в СНГ. А Грузия, как было объявлено на том же форуме, сохранила свое участие почти во всех межгосударственных экономических соглашениях Содружества.
Заметим, что упомянутое предложение Молдавии состоялось в период всё более демонстративных попыток Румынии «экспроприировать» Молдавию. Более того, по предложению Кишинева предстоящий форум глав государств и правительств стран СНГ вскоре состоится, опять-таки, в Молдавии.
Кроме того, Евросоюз в середине июня выступил против создания в СНГ организации, координирующей развитие зерновой отрасли и зерноэкспорта в составе РФ, Украины и Казахстана («Зерновой ОПЕК»), что поддержали участвующие в «Восточном партнерстве» Белоруссия и Молдавия.
Как видим, три страны проамериканского ГУАМа Азербайджан, Молдавия и даже Грузия - ключевые в программе ЕС «Восточное партнерство» - продемонстрировали своё растущее экономическое тяготение к Содружеству и России. Это стало своего рода ответом на то, что последняя в «партнерство» не включена: на эту «особенность» программы ЕС публично обратил внимание и Дмитрий Медведев в ходе недавнего саммита «Россия-Евросоюз» в Хабаровске.
«Евронедовольство» упомянутыми действиями вроде бы «непророссийских» государств экс-СССР и выразилось в приостановке «Восточного партнерства». А если точнее, тенденции восстановления общего экономического пространства на территории бывшего СССР не входят в число приоритетов ни «Восточного партнерства», ни самого Евросоюза. Поэтому нельзя исключить, что происходящее в Молдавии, то есть попытки низвержения уже не правящих режимов, а самих государств бывшего СССР будут предприняты и в других экс-советских странах, чтобы, во что бы то ни стало, предотвратить подлинную равноправную экономическую интеграцию этих стран и, соответственно, их совместную внутри- и внешнеэкономическую политику.
Рубрику ведет Дарья Муравина
?>