Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Почему Евросоюз и МВФ решили помочь Белоруссии?

Почему Евросоюз и МВФ решили помочь Белоруссии?

Комментирует политолог Игорь Войтенко
14.10.2009
Почему Евросоюз и МВФ решили помочь Белоруссии?

В рамках программы макрофинансирования до конца 2009 года ЕС может предоставить Минску несколько сотен миллионов евро.

Комментирует политолог Игорь Войтенко:

- Характерно, что речь об оказании помощи Евросоюзом зашла почти одновременно с очередным, фактически, отказом России выделить кредит Белоруссии. Более того: через Белоруссию запланирован один из маршрутов евроазиатского газопровода «Набукко» и нефтепровода Черное море - Балтика, задуманных в обход России и потому лоббируемых не только Евросоюзом, но и США.

Итак, в ЕС тут же «забыли» о своей неприязни лично к «сталинисту» Лукашенко, о «нарушениях прав человека» в Белоруссии и т.п. А всё потому, что наметились, если не усугубились трещины в российско-белорусских отношениях. Вспомним, к примеру, «молочное» эмбарго против Белоруссии в России; периодические попытки ввести против Минска эмбарго в отношении импорта белорусской сельхозтехники, которая ввиду своих низких цен и высокого качества востребована всё в большем числе российских регионов, включая «сверхдальний» Сахалин...

Белоруссия, как известно, занимает очень важное стратегическое географическое положение. А социально-экономическая ситуация там намного лучше, чем в большинстве других стран экс-СССР, включая Россию. Уже только эти факторы подогревают интерес Запада к Белоруссии, естественно, на фоне белорусско-российских разногласий.

К сожалению, маниакальная заинтересованность в постоянно растущей сверхприбыли, столь характерная для многих финансово мощных и, значит, политически влиятельных структур российского бизнеса, стала, похоже, довлеть над государственной политикой России и ее интересами в Белоруссии. Отсюда и «молочные», «нефтегазовые», «комбайновые» разногласия, и разночтения по поводу современного статуса Абхазии и Южной Осетии, кредитные «шлагбаумы»… Конечно, всё это сближает Белоруссию с Западом. А потому неудивительно, что не только западноевропейские, но и североамериканские капиталовложения в белорусскую экономику с 2006 года растут.

Кстати, кредитование или другие формы «субсидирования» реальных и потенциальных «стран-друзей» гласно или негласно распространены с давних пор. Что, собственно, и претворяет Запад уже которое столетие во всех регионах мира. Но в российско-белорусском контексте важно то, что обе стороны, можно сказать, на всех перекрёстках заявляют о существовании и развитии Союзного государства, о подлинно союзнических взаимоотношениях. На фоне таких деклараций публичные споры о кредитах, товарных поставках, ценах на российские нефть и газ, политике в СНГ и т.п. лишь дискредитируют столь усердно рекламируемый союз. И этим небезуспешно пользуется Запад.

Для белорусского же руководства самая главная задача — сохранение социально-экономической и, значит, внутриполитической стабильности. Чтобы исправно работала экономика, в которой, кстати, преобладают высокотехнологичные отрасли. А по темпам их развития Белоруссия с конца 1990-х, подчеркнем, занимает первое место в экс-СССР. Но такой вектор развития Белоруссии зависит также от кредитных и инвестиционных вливаний извне, как и от стабильного нефтегазообеспечения. Потому и приходится Минску форсировать взаимодействие с ЕС, если с РФ возникают проблемы.

Да, в СНГ проявляется тенденция, когда финансовая помощь со стороны России, прямая или косвенная, с радостью принимается, а потом — проводится фактически антироссийская политика. Но суть этой проблемы - не только и не столько в максимальной прагматичности лидеров постсоветских республик, сколько в недостаточной проработанности в России, например, белорусского, украинского, молдавского, закавказского, туркменского, таджикистанского, узбекистанского направлений внешней, в том числе внешнеэкономической политики России.

Нельзя забывать и исторические примеры - к чему приводили желания «наказать строптивых». Так, у СССР было много разногласий с социалистической Румынией, особенно в период Н. Чаушеску (1966-1989 гг.). За это часто отказывали Румынии в кредитах, провели в обход неё нефте- и газопроводы в Европу, мешали развитию отношений Румынии с Китаем, Албанией, Югославией, Северной Кореей, Израилем, США, МВФ, «полпотовской» Камбоджей, «пиночетовской» Чили и т.п. В результате, Румыния получила массу экономических и политических привилегий в странах и структурах Запада - в пику СССР. И стала чем-то вроде «засланного казачка» в Варшавском Договоре и СЭВе.

Как бы история не повторилась…

Рубрику ведет Дарья Муравина

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.