Особые зоны «утрясут»?

До 30 июня на территории России может остаться всего несколько ОЭЗ.
Комментирует экономист Алексей Подымов:
– В том, что с Особыми экономическими зонами надо что-то делать, давно никто не сомневался. А некоторые сразу предсказывали большинству особых зон судьбу, схожую с той, что выпала на долю «Роснано» или Сколково: бюджетных денег уходит много, даже очень много, а отдача весьма сомнительна. С другой стороны, вряд ли стоит критически относиться к такому показателю, как создание рабочих мест – 18 тысяч – это не так уж и мало.
Куда серьёзнее претензии ревизоров из разных ведомств по части затрат на эти рабочие места. Каждое, по некоторым оценкам, обошлось чуть ли не в 10 миллионов рублей – совершенно немыслимые в современных условиях суммы! Словно все 18 тысяч «новых работяг» вдруг сели за руль «Порше» или же получили суперкомпьютеры от Стива Джобса. Не меньше смущают и суммарные показатели расходов на ОЭЗ. В соответствии с ними на 33 особые экономические зоны было потрачено 186 миллиардов рублей, из которых 24 миллиарда так и не были использованы по назначению. При этом налоговые и таможенные платежи из самих зон составили всего-то 40 миллиардов рублей. И серьёзных намёков на грядущий серьёзный рост поступлений хотя бы от одной-двух ОЭЗ пока, увы, нет.
Да, теперь распоряжаться «свободными» миллиардами, судя по всему придётся уже самим регионам, не рассчитывая на подпитку из федерального бюджета, а только на узаконенные льготы и преференции. Президент не для красного словца потребовал обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Из Минэкономразвития отреагировали тут же: мол, там «работают над оптимизацией инвестиций в ОЭЗ». И при этом как бы попутно согласились с выводами Счётной палаты и Генеральной Прокуратуры РФ. А ещё поспешили подкрепить свои слова чем-тот вроде ложки мёда в бочке дёгтя: «И в мировой истории ОЭЗ есть как очень успешные, так и неудачные примеры. Сейчас надо концентрироваться на том, чтобы избегать последних. Пока можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны, а сравнение с другими странами подтверждает значимость выбранных льгот и их достойный масштаб». Не зря видно говорят, бюрократ, он при любом раскладе – бюрократ.
Итак, до 30 июня федеральным ведомствам, работу которых будет координировать вице-премьер Дмитрий Козак, предстоит разобраться не только с тем, какую из зон точно закроют, а какую сохранят или «сдадут» по месту нахождения, но и выработать новую единую стратегию работы ОЭЗ, а главное не повторять ошибки 2005-2006 годов, когда ОЭЗ давалось много, а спрашивалось с них мало.
На первые роли в обновлённых «зонах» выйду, судя по всему, руководители реальных производств, уже созданных в ОЭЗ. Впрочем, «списывать в расход» недееспособные тоже, скорее всего, придётся не сразу, по крайней мере, производственные и офисные площади, да какое-никакое оборудование и мебель могут кому-то пригодиться. Считать при этом, похоже, придётся очень много – и ран, и потраченных напрасно лет, и денег.
Впрочем, даже после плачевных результатов серии масштабных проверок практически всех российских ОЭЗ сначала Счётной палатой и Генпрокуратурой, а затем и контрольным управлением Президента, рано говорить о том, что идея ОЭЗ умерла или умрёт в ближайшее время. Даже уход в регионы – ещё не конец, тем более что грозит он отнюдь не всем «зонам». Сейчас вообще-то важнее другое – приостановить создание новых «зон», поскольку понятно, что это по сути – создание очередных бюджетных дыр.
Но надо помнить, что большинство ОЭЗ создавались ещё даже до первого глобального кризиса, до санкций и до продуктового эмбарго – по специальному закону. Процесс, как говорится, пошёл с июля 2005 года, когда мы и свободные средства из бюджета в резервные фонды закладывали, и инвесторы к нам чуть ли не очередь стояла. К 1 января 2016 года в 30 субъектах РФ насчитывалось 33 особых экономических зоны (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа). За десять лет - с 2006 по 2015 год, по данным Минэкономразвития, в ОЭЗ России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 стран. По данным СП РФ, с начала работы до января 2016 года ОЭЗ выплатили бюджетам те самые 40 млрд руб. налоговых и таможенных платежей. Из 21 млрд руб. налоговых производственная деятельность принесла 59%, а технико-внедренческая — 40,6%. Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 млрд руб.
Времена с тех пор, как учреждались ОЭЗ, изменились, но не изменилось другое – чиновное братство, набившее руку на «освоении бюджетных средств». Только если десять лет назад на его деятельность порой глаза закрывали, лишь бы что-то шевелилось, то сейчас на повестке дня – «контроль и учёт». Кого оставят из ОЭЗ – дело ближайшего будущего.