Канал не для конкурентов?

В Москве прошла конференция «Обновленный Панамский канал и его влияние на мировую торговлю».
Комментирует экономист Алексей Балиев:
– Открытие обновленного Панамского канала, намеченное на 25 июня, позволит как минимум вдвое увеличить объемы экспорта из США сланцевой нефти и сжиженного газа в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Эта артерия, несомненно, укрепит и межгосударственное «Транстихоокеанское партнерство» из 12 стран, недавно сформированное по инициативе США, создав обширную зону свободной торговли. В нем не нашлось места ни России, ни Китаю, ни ряду других стран региона, что затруднит их экспорт в регион ТТП. При этом президент Панамы Хуан Карлос Варела официально пригласил Владимира Путина, в числе других высших государственных деятелей, на торжественную церемонию открытия этого реконструированного пути. Таковы основные оценки прошедшей конференции.
США, напомним, начали экспортировать свои углеводороды в конце прошлого года и в числе первых получателей этого экспорта был ряд стран Восточной Азии, включая Китай и Японию.
Развитие поставок, не в последнюю очередь, нацелено на сдерживание нашего экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в соседние с Сахалином страны. Не зря в ТТП установлен режим максимального благоприятствования для товаров и услуг именно для стран-участниц. Нефть и газ из США и других стран «Партнерства» будут в первую очередь поставляться и импортироваться внутри ТТП.
Между тем российские СПГ-проекты в Приарктическом и Дальневосточном регионах РФ предусматривают увеличение к 2025 году экспорта российского СПГ в страны АТР чуть ли не вдвое по сравнению с уровнем 2014-2015 гг. Но теперь, в связи с открытием Панамского канала, удастся ли реализовать эти планы?
Очевидно, что уже сам факт нефте- и газоэкспорта из США способствует снижению мировых цен на нефть и газ. Если же учесть, что до 80% всех инвестиций по обновлению Панамского канала прямо или косвенно обеспечили американские компании, то это еще раз подтверждает нацеленность США на долгосрочный рост своих поставок в страны Тихоокеанского региона. Кстати, сначала сумма инвестиций в реализацию проекта (2007 г.) составляла около 5,3 млрд долл., но сегодня она превысила 7,5 млрд.
Следует отметить, что по новым шлюзам канала, в отличие от прежних, смогут проходить супертанкеры водоизмещением в 170 тыс. тонн и более, а максимальная пропускная способность канала возрастет почти вполовину - до 18,8 тыс. судов в год. Вдобавок, Панамский трансокеанский путь на 20, а то и на 40% короче аналогичных, экологически не беспроблемных, проектов через Никарагуа, Гватемалу, соседний район Колумбии, южную Мексику, которые, судя по всему, так и останутся проектами.
Примечательно, что саму Панаму США тоже не включают в «Транстихоокеанское партнерство». Похоже, по их мнению, с нее вполне достаточно и обновленного канала.