Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Как нам обустроить Крым?

Как нам обустроить Крым?

Комментирует шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль - новости» Алексей Подымов
25.03.2014
Как нам обустроить Крым?

Разрабатывается проект новой федеральной целевой программы.

Комментирует шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль - новости» Алексей Подымов:

– Дмитрий Медведев поручил внести в правительство проект ФЦП по социально-экономическому развитию Республики Крым уже до конца первого полугодия. По словам председателя правительства, это должна быть полноценная программа с просчитанными затратами и сроками, в дальнейшем она может быть переформатирована в государственную.

Да, на ближайшие годы Россия получает Крым как еще один дотационный регион. Однако, как справедливо отметил заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, «одним дотационным регионом меньше, одним больше – не так страшно, надо будет только немного перераспределить финансовые потоки». Как представляется, и федеральная казна, и регионы-доноры сумеют оперативно адаптироваться к такому сценарию. Крымский бюджет прошлого года был сверстан по доходам на 5,4 миллиарда гривен, это около 350 миллионов долларов. Причем из них 3 миллиарда гривен составляли трансферты из Киева, которые сейчас, разумеется, превратились в ноль.

Вполне очевидно, что Крыму теперь станут дороже обходиться такие важнейшие ресурсы, как вода, электроэнергия и топливо. Так, несмотря на титанические усилия населения по сезонному сбору дождевой воды для хозяйственных нужд, почти всю «свою» воду - по оценкам самих властей Крыма, до 85 процентов общего объема - полуостров получает из Днепра, она поступает по Северо-Крымскому каналу. Альтернативное водоснабжение по «мосту будущего» через Керченский пролив станет реальностью не раньше, чем через четыре-пять лет, но ведь и днепровскую воду, кроме как в Крым, пустить некуда.

Председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов неспроста высказался об идее киевских радикалов лишить полуостров этого источника: «Нам перекроют воду, и этой водой сами себя зальют, потому что ее некуда девать». Судя по всему, крымчане уже готовы торговаться. По мнению специалистов компании «Русгидро», с учетом платежей за прокачку вода из Днепра может стоить до 12-15 миллионов долларов ежегодно, что в сопоставлении с иными расходами можно считать «мелочью».

России, по всем признакам, предстоит также в полной мере расплачиваться и за бесперебойное энергоснабжение Крыма. Какие условия для полуострова выставит государственная компания «Укрэнерго», сказать непросто, хотя «игра в монополию» ей сейчас вряд ли будет выгодна – она лишь подтолкнет Россию к скорейшему поиску альтернативных источников энергии. Начиная с прямых поставок электричества по подводному кабелю из Краснодарского края, что может стоить не более 250-300 миллионов долларов, и кончая развитием в Крыму именно альтернативной энергетики – ветровой и солнечной.

И в том и в другом случае потребуются очень серьезные инвестиции в сотни миллионов долларов, вполне, впрочем, адекватные уровню проблемы. Однако они могут быть возложены не только на российскую федеральную казну, но и на частный бизнес – хотя бы на условиях концессий. Тем более что сегодня российские законодатели поистине опережающими темпами готовят долгожданный закон о государственно-частном партнерстве.

Между прочим, этот самый закон вполне может быть использован и при строительстве моста через Керченский пролив – первого глобального проекта, о котором заговорили после воссоединения с Крымом. Проект моста, который сможет соединить Крым с Таманским полуостровом Краснодарского края, существует уже более десяти лет. В свое время его собирались строить вместе – Россия и Украина, в него даже собирались вложиться республики Закавказья, для которых резко, сразу на 700 километров, сокращался путь в Европу. Но - не сложилось, причем, не сложилось даже после того, как «оранжевых» Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко в Киеве сменили «бело-голубые» регионалы во главе с Виктором Януковичем. Как заявил министр транспорта Максим Соколов, после решения политических вопросов российский «Автодор» должен обновить технико-экономическое обоснование проекта. По предварительным оценкам четырехкилометровый путепровод может обойтись российской казне в 50-60 миллиардов рублей. Впрочем, в связи с насущной необходимостью совместить автомобильный мост с железнодорожным эта сумма может вырасти примерно в полтора раза.

В отличие от промышленности, обеспечивающей более 50 процентов валового продукта полуострова, туризм дает не более 30. Об инвестициях в туристическую инфраструктуру Крыма много говорить не приходится. И дело даже не в том, что они практически не поддаются реальной оценке из-за их просто колоссальной диверсификации. Дело, скорее в том, что любые капиталовложения в этой сфере окупятся сторицей и будут окупаться очень быстро. Кстати, вопреки расхожему мнению, туризм отнюдь не является ведущей отраслью крымской экономики. По официальным данным, в 2012 году промышленность Крыма реализовала продукции почти на 2,8 миллиарда долларов, и 60 процентов этих доходов приходилось на перерабатывающую промышленность – производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, химические и нефтехимические предприятия, а также машиностроительные заводы. По словам ректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России Владимира Мау, экономика Крыма характеризуется двумя важными особенностями: во-первых, она диверсифицирована, а во-вторых, там очень развит малый и средний бизнес. Но он же предупреждает, что в значительной мере это предпринимательство не зарегистрировано, и «его нужно ввести в правовое пространство». Только – не наносить ему ущерба.

Так же, как инвестиции в туристическую отрасль, возможные вложения в малый бизнес на полуострове трудно поддаются оценке. Но ведь и они при любом раскладе почти на 100 процентов будут частными, так что о возможных расходах российской казны даже нет и речи.

Значительных трат может потребовать модернизация транспортной инфраструктуры самого полуострова - как сухопутной, так и воздушной и морской. Опять же: многие ее объекты давно стали частными, и это делает реальной перспективу совместных капиталовложений, которые можно оценивать в 100-150 миллионов долларов на ближайшие три-четыре года. На суше речь, в первую очередь, может идти о реконструкции и расширении сети автомагистралей и железных дорог. Главное – нельзя забывать и о сопутствующем бизнесе, начиная с логистических центров и крупных транспортных узлов, совмещенных с предприятиями торговли, общепита, и кончая резким расширением сети автозаправочных станций.

Железнодорожный транспорт на полуострове может получить импульс к развитию за счет налаживания бесперебойного местного сообщения - наподобие скоростных подмосковных электропоездов. При грамотной организации, немалый опыт которой накоплен РЖД, все способно начать окупаться уже через два-три года - с учетом грядущего восстановления туристического потока и реальной перспективы роста материального благополучия местного населения.

Есть в Крыму и несколько аэродромов, модернизация которых может быть реализована в основном за счет частных инвестиций. Перспектива превращения полуострова в солидный транзитный узел отнюдь не так фантастична, как может показаться на первый взгляд. В этом убеждает опыт целого ряда малых европейских аэропортов, через которые сегодня буквально наперебой предлагаются дешевые транзитные рейсы.

Если же говорить о морском транспорте, достаточно упомянуть всего два обстоятельства. Во-первых, Россия избавилась от необходимости торговаться с Украиной в проливе Керчь-Еникале, а в перспективе может выставить соседям и счет за проводку кораблей – до 10-15 миллионов долларов в год. А во-вторых, можно заняться расширением поставок мазута танкерами «река-море» с Волги, на чем когда-то неплохо зарабатывала компания «ЮКОС», а теперь может зарабатывать почти государственная «Роснефть». Вспомним еще, что вернув себе Севастополь, Россия сэкономит не только на платежах за его использование Украине, но и на модернизации военно-морской базы в Новороссийске. Финансовый расклад тут примерно такой: сэкономленных средств может хватить на строительство Керченского моста, может быть, даже с запасом.

Если говорить о прямых выгодах от присоединения Крыма, то для начала надо оценить доходную часть бюджета полуострова и объемы его внутреннего регионального продукта. С последним все достаточно просто, ну по крайней мере – открыто. Примерно 4,3 миллиарда долларов ВРП Крыма составляли чуть менее 2,4 процента ВВП всей Украины. При этом экономика полуострова росла значительно быстрее, чем страны в целом. Для России вклад Крыма намного менее значителен – не более 0,2 процента ВВП.

Но ведь с вхождением Крыма в состав России можно сэкономить и на строительстве «Южного потока» - многострадального обходного газопровода в Европу, который становится дешевле сразу на 20 миллиардов долларов.

Еще Крым располагает поистине гигантскими подводными запасами нефти и газа. Это, кстати, и могло послужить чуть ли не главной причиной того, что весь называющий себя цивилизованным мир так единодушно взвыл, узнав о предстоящем референдуме. Итак, общие запасы газа на глубоководном шельфе Крыма предварительно оцениваются в 4-13 триллиона кубометров. Разброс огромный, но даже при нижней планке стимул к разработкам поистине мощнейший. Неслучайно такие мировые гиганты, как «Экссон мобил» и «Ройял датч шелл» подписывали еще со старыми властями Украины соглашение о готовности инвестировать 735 миллионов долларов в разведку месторождения «Скифская область». Оно расположено на юго-западном побережье Крыма, где вскоре можно будет добывать до 7 миллионов тонн нефти и 2-3 миллиарда кубометров газа ежегодно. Итальянская «Эни» и французская «ЕДФ» в самом конце 2013 года торопливо подписали соглашение с Киевом об исследовании восточного побережья Крыма к югу от Керченского полуострова. Общая сумма инвестиций в проект до конца 2020 года должна была составить 4 миллиарда долларов.

Но теперь эти миллиарды, скорее всего, предстоит вкладывать нам самим, хотя «большой бизнес», как известно, умеет наплевать на политику, когда ему это выгодно. В результате уже примерно к 2030 году Россия сможет поставить на рынок до 44,4 миллиарда кубометров газа в год. Кто его купит? Скорее всего, Турция и Украина, причем не только для перепродажи, но и для собственных нужд, которые к тому времени только вырастут. Так что перспектива выхода Крыма из числа дотационных регионов и превращения его в регион-донор становится вполне реальной. Существующие мощности уже национализированного Крымом «Черноморнефтегаза», который, скорее всего, уйдет под крыло «Газпрома», не так велики, но добыча газа уже сейчас превышает внутренние потребности полуострова.

Все необходимые для вхождения Крыма в состав России политические решения приняты. Настало время реализации экономических проектов.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..