Чем грозит нам дефицит госбюджета?
Федеральное казначейство сообщило: дефицит федерального бюджета превысил 268 млрд рублей.
Комментирует эксперт Леонид Шипилов:
– Согласно проекту госбюджета на 2018–2020 гг., недавно внесённому Минфином в Госдуму РФ, бюджетный дефицит (т.е. превышение расходов на доходами) резко увеличится. Он в 2018–м превысит 1,2 триллиона рублей; затем немного снизится: в 2019-м – до 819 млрд, а в 2020 г. составит 869 млрд рублей.
В чем же главные причины бюджетно-дефицитного тренда?
Прежде всего, это обусловлено стабилизацией низких мировых цен на нефть (и в целом на топливное сырье), а к ним уже который год «привязан» российский госбюджет. В его наполнении доля нефтегазовых доходов по-прежнему не ниже 60%. И чем ниже эти цены, тем меньше объем бюджетных доходов. Стало быть, нужно «резать» и расходные статьи главного финансового документа страны?
Но государство пока не решается на столь же резкое, как растущий бюджетный дефицит, сокращение социальных обязательств и перечислений субъектам Федерации. Даже при их растущей задолженности не только госбюджету и по коммерческим кредитам, но и по зарплатам, другим выплатам/субсидиям. Эта совокупная задолженность регионов только за 2016 – 2017 гг. увеличилась почти на 20%.
Более того: уровень дефицита бюджетов большинства субъектов Федерации, по имеющимся оценкам, к 2020 году наверняка увеличится минимум на 20% в сравнении с 2017-м. Это при том, что уже сегодня превышение расходной части над доходной в бюджетах более чем половины субъектов РФ составляет не меньше 15%.
Однако, как и прежде, федеральное казначейство (как и многие коммерческие банки) частично списывает регионам долги перед госбюджетом, либо продлевает – по «традиции» – сроки погашения этих долгов. В противном случае, стабильность социально-политической ситуации в «глубинке» – при дальнейшем росте дефицита местных бюджетов – едва ли можно гарантировать.
Возникает резонный вопрос: насколько достоверны вышеупомянутые и столь четкие параметры дефицита государственного бюджета в предстоящие три года? Во-первых, реальный уровень мировых цен на нефть в 2018 – 2020 гг. пока никто достоверно не может спрогнозировать. Тем более при растущем влиянии политических факторов на эти цены, а факторы эти всё чаще непредсказуемы. Поэтому в госбюджетных документах на 2018 – 2020 гг. указываются «коридоры» этих цен, но эти «коридоры», как показали предыдущие годы, часто завышены. То есть реальный уровень мировых нефтяных цен оказывается ниже, чем в госбюджетных прогнозах.
Во-вторых, каков будет валютный курс рубля? Как известно, он тоже «подвязан» к ценам на нефть: чем они ниже, тем больше рублей требуется для покупки доллара и другой инвалюты. И рубль постоянно девальвируется, поскольку нефтяные цены уже который год остаются низкими. Но опять-таки валютный курс рубля в госбюджетных проектировках обозначен «коридорами», которые тоже не всегда совпадают с реалиями.
И чем ниже платежно-покупательная способность рубля в сравнении с инвалютами, тем быстрее растут цены, тарифы и, соответственно, бюджетные расходы. Тем более что государству в такой ситуации приходится загодя резервировать крупные рублевые средства для расходов на социальные нужды, на перечисления регионам и т.п.
Но причины бюджетных дефицитов не исчерпываются означенными факторами. Весомую лепту в увеличение дефицита федерального и региональных бюджетов вносит, как и прежде, «уход» бизнеса от налоговых платежей в зарубежные офшоры. По многим экспертным оценкам, совокупный офшорный капитал российских компаний достиг к сентябрю с.г. «рекордных» 62 трлн рублей: это почти 70% среднегодового ВВП РФ и втрое больше, чем объем золотовалютных резервов страны (!).
С учетом же всех этих обстоятельств, взаимосвязанных друг с другом, – не исключено, что растущий бюджетный дефицит вынудит государство резко сокращать финансирование по всему реестру госбюджетных расходов.
Материалы по теме: