Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Будет ли что почитать?

Будет ли что почитать?

Комментирует известный медиа-эксперт, главный редактор журнала «Женское здоровье» Игорь Мосин
28.10.2016
Будет ли что почитать?

В неделю с дистанции сходит примерно по одному полюбившемуся читателям изданию.

Комментирует известный медиа-эксперт, главный редактор журнала «Женское здоровье» Игорь Мосин:

– Издательский рынок стагнирует. Падают тиражи, издания выходят на дешёвой серой бумаге, популярные некогда газеты и журналы уходят в интернет или выходят не периодично, как раньше, а через пень колоду, иные и вовсе закрываются. Подобная участь постигла такие известные издания, как «Русский репортёр», «Крестьянка», «Новые известия», «Московская правда», «Профиль» и другие. Эксперты прогнозируют, что если все так и будет продолжаться, то скоро рынок ждет полный крах.

Средние и мелкие уцелевшие издатели сократят периодичность выходов. Уменьшат объем своих изданий. Перейдут на более плохую бумагу. Еще больше уменьшат тиражи. В очередной раз оптимизируют редакционные расходы. Изо всех сил будут пытаться выжить...

Основной конфликт развернется между крупными распространителями и крупными издателями. Дистрибьюторы еще больше отодвинут сроки платежей издателям или вовсе перестанут платить. Это вызовет резкое недовольство «крупняка». Они начнут прекращать поставки продукции до погашения задолженностей. Возбуждать судебные иски. Но это никак не повлияет на дистрибьюторов. Ведь их философия проста и цинична – ты умри сегодня, а я лучше завтра. В конце концов, издатели просто прекратят поставки распространителям.

И в первую очередь пострадают, конечно, издатели, которые живут с продаж – газеты, еженедельники, дешевая пресса. А значит и читатели, полюбившие их.

Крупным издателям придется взять на себя отстройку системы дистрибьюции, если они захотят и дальше работать на рынке. Думаю, каждый участник рынка понимает, с какими затратами и усилиями это будет связано. Но это будет их плата за нежелание именно сегодня ударить хоть палец о палец для наведения порядка на рынке.

На самом деле, они все еще надеются, что им удастся пережить кризис, избавиться попутно от конкурентов, перетянуть к себе их читательскую аудиторию. У него же запас прочности побольше, чем у других...

Именно поэтому они и не хотят реформировать рынок. Стимулировать его переход от дистрибьюторской модели к издательской. К модели, где издатель будет определять и поддерживать правила игры для всей отрасли.

Насколько я знаю, сегодня Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) предлагает ясную стратегию выхода отрасли из кризиса. Первое – объединиться всем общественным организациям в одну, чтобы только она могла представлять и отстаивать наши интересы на государственном уровне. Давно пора было это сделать.

Второе. Начинать работу по переводу отрасли на принципы самоорганизации. По одинаковым правилам для всех. С помощью права поставки. Если этого не будет, то и будущего у отрасли не будет. Это ключевое звено реформирования рынка. Есть и сила, способная его осуществить – «крупняк».

Третье. Создать и «пробить» закон о СМИ, как о социальном товаре. С массой преференций для отрасли по всем звеньям нашей технологической цепочки. Чтобы мы не писали письма наверх по каждой проблеме, а были защищены законом.

Мне эти направления понятны. Я с ними согласен. Да они и всем издателям и распространителям тоже понятны. Вот не так давно состоялось очередное заседание Ассоциации распространителей печатной продукции в «Комсомольской правде». Тему так и обозначили: «Издатели и распространители печатных СМИ должны объединиться для спасения медиарынка». Посыл правильный. Спасительный для отрасли. Но как это сделать конкретно?

Понятно, что объединиться издатели и дистрибьюторы должны в одну общественную организацию. А она должна работать на благо всей отрасли. Гильдия издателей печатной продукции это и предлагает. Только никто не хочет сливаться. Разные интересы. Амбиции. Все тонет в бесконечной говорильне. Претензиях. Обвинениях. Подозрениях. Но ведь все игроки понимают, кто и что за этим стоит.

Вообще, наша отрасль мне сегодня напоминает горящий дом. Скоро должна рухнуть крыша и похоронить всех, кто в этом доме находится. А жильцы дома вместо того, чтобы быстро объединиться и начать тушить пожар, предлагают вещи в общем-то правильные – у школьников интерес к чтению поднимать, какие-то спасительные комиссии создавать, нелегалов продаж прессы гонять – но абсолютно второстепенные и бесперспективные. Значит, пожар будет разгораться всё сильнее.

Ни у кого, кроме ГИППа, нет стратегии вывода из кризиса. Объединяться надо вокруг того, у кого есть ключ к преодолению кризиса.

Каждый день приближает нас к этой модели. Старая на наших глазах агонизирует, попутно разваливая рынок. Сами мы, увы, не способны на эти преобразования. Значит, за нас эту работу сделает самый лучший в мире реформатор – кризис. Он ее обязательно доведет до конца, но по самому неприятному сценарию. Но на кого жаловаться?

Конечно, рынок не исчезнет. Но как он хаотично разрушается, также с трудом и будет восстанавливаться. Есть еще другой вариант – но он точно никому не понравится: ни «крупняку», ни дистрибьюторам. Вмешательство государства.

Мы ведь четверть века только и твердим, чтобы оно ни во что не вмешивалось. Дескать, сами взрослые. А у него могут быть свои специфические интересы и условия. Недавно, например, сократили до 20% долю иностранцев в капитале отечественных СМИ. А кто мешает вообще запретить государству продажу в России известных брендов иностранных издательских домов? Создать единую государственную дистрибьюторскую компанию по распространению прессы? Ведь не может государство допустить явного развала нашей отрасли, исходя даже из политических соображений.

Раз не способны сами справиться с хаосом, значит, придется работать на условиях тех, кто способен это сделать. За все надо платить.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..