Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Антикрымские санкции Запада: не только политика, но и экономика?

Антикрымские санкции Запада: не только политика, но и экономика?

Комментирует экономист Алексей Балиев
08.09.2015
Антикрымские санкции Запада: не только политика, но и экономика?

В Торгово-промышленной палате РФ в Москве состоялась презентация экономического потенциала Севастополя.

Комментирует экономист Алексей Балиев:

- Как известно, волеизъявление крымчан Запад не признал и потому решил наказать их, всячески препятствуя развитию экономики полуострова. На самом деле, речь идёт и об экономической борьбе с Россией, в которой Запад использует нечистоплотные приемы. Именно таким образом он решил компенсировать себе «потерю» Крыма…

На презентации не случайно в первую очередь подчеркивалось, что географическое положение Крыма, - это, можно сказать, базовый фактор для укрепления российских позиций в бассейне Чёрного моря. А расположение севастопольского и других крымских портов, сравнительно близкое к странами региона и международной водной артерии Босфор-Дарданеллы-Средиземное море, может перенаправить на Россию трансчерноморские грузопотоки. По многим экспертным оценкам, российским и зарубежным, крымские порты и примыкающие к ним сухопутные артерии Крыма, а также соседних Краснодарского края и Ростовской области способны освоить до 70% общего объема перевозок между Италией, Болгарией, Румынией, Грецией, Молдавией, странами бывшей Югославии, с одной стороны, и странами Центральной и Восточной Азии, с другой.

К тому же использование крымских портов и коммуникаций позволяет устанавливать кратчайшие маршруты между странами региона, располагающих потенциально крупными транспортными мощностями. «Именно эти факторы, - рассказывал автору Сергей Меняйло, губернатор Севастополя, - главный стимул для ряда компаний Китая, Ирана, Казахстана, предлагающих создать в Крыму крупный транзитный центр для международных грузоперевозок, в том числе нефтяных и контейнерных». Поскольку крымские порты одновременно расширяют и экспортные возможности России, то они вполне могут стать лидерами по объемам международного транзита в черноморском регионе.

Но, отмечалось на презентации, возможности портов Севастополя, Феодосии и Керчи используются пока, самое большее, на треть. Прежде всего, по причине западных санкций и недостаточных капиталовложений не только в развитие портов, но и примыкающих к ним сухопутных путей. По словам С. Меняйло, «требуется, в частности, расширить ряд портовых терминалов; создать общекрымскую железнодорожную и автодорожную сеть; развивать паромное сообщение с портами Краснодарского края России и ряда соседних стран. Это позволит превратить Крым в крупнейший региональный «плацдарм» как для российских экспортно-импортных перевозок, так и европейско-азиатских. Однако российским и особенно зарубежным инвестициям не могут не препятствовать антикрымские санкции Запада». Последние, по мнению севастопольского губернатора и других участников мероприятия, нацелены, главным образом, на то, чтобы российский Крым не стал логистическим центром в обеспечении трансчерноморских грузопотоков.

Кстати, до весны 2014-го ежегодные расходы РФ по грузовому транзиту через Крым (в том числе по Керченскому проливу) достигали 70 - 75 млн долл. Реализация проектов по развитию общекрымской портово-транспортной системы приведет к тому, что доходы России от международного транзита грузов в черноморско-азовском бассейне увеличатся, как минимум, в 2,5 раза - до 100 – 120 млн долл. в год. Одновременно более чем на 80% будет сокращен внешнеторговый транзит РФ через Турцию, Украину, Грузию, Молдавию, Болгарию и Румынию. Хотя этот транзит и уменьшается с начала 2000-х, но за него всё равно приходится платить: за 2010-2014 гг. эти расходы составили около 90 млн долл.

Развитие перевозочных мощностей в Крымском регионе имеет важное значение для РФ и в плане, так сказать, доступности Дуная. Теперь расстояние до него от российских портов стало минимум вдвое короче чем было. А что касается конкретных транспортно-экономических условий и возможностей Севастопольского района, то директор департамента экономики Севастополя Элимдар Ахтемов по этому поводу сказал так: «Длина всей береговой линии портового района 152 км; в здешней акватории имеется 26 глубоководных бухт, почти все они незамерзающие». Кроме того, говорил он, «на шельфе, не далеко от Севастополя, добывается газ, планируется строительство газопровода из Краснодарского края. К 2018 году гражданские самолеты будет принимать и отправлять не только Симферополь, но и Севастополь». И уже совсем скоро, говорил Э. Ахметов, «в конце 2015 года начнется строительство современной автомагистрали «Таврида» - от Керчи до Севастополя».

Кстати, это забытый советский проект ещё 1951 года…

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.