Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
В кругу бесконечной отчетности

В кругу бесконечной отчетности

Из-за бюрократии у регионов пропадает интерес осваивать бюджетные деньги
Юрий Алексеев
18.02.2020
В кругу бесконечной отчетности

В обновленном прогнозе Минэкономразвития обещается за два года вытеснить Германию из пятерки крупнейших экономик мира. Для этого уже в следующем году в России надо будет разогнать рост ВВП до 3,1%, а потом поддерживать его на уровне 3,3% в год.

Для того, чтобы возвести ВВП на победные вершины, придется совершить гигантский скачок. Если верить оценкам Международного валютного фонда, то по итогам прошедшего года (по сравнению с предыдущим, 2018-м) рост ВВП сократился почти вдвое.

Среди причин, мешающих развитию нашей экономики, аналитики Всемирного банка называют снижение производственной активности и объемов мировой торговли, довольно жесткую денежно-кредитную политику, слабый рост реальных доходов населения и медленную реализацию национальных проектов, на которые завязаны бюджетные деньги.

Аналитики другого международного агентства S&P также считают, что вырваться вперед нам никак не удастся, потому что ни повышение НДС, ни пенсионная реформа, из которой выжали триллионы для бюджета, не способны ускорить российскую экономику до желаемых трех процентов. 

Выходит, условий  для серьезного рывка российской экономики не создано, и на ближайшие два года придется довольствоваться ростом ВВП меньше двух процентов?

Но вопреки мрачным прогнозам наш Минфин утверждает, что ускорить российскую экономику до желаемых трех процентов можно, если без всяких проволочек, быстро реализовать нацпроекты. Правда, амбициозные цели (с учетом последних поручений Президента)  потребуют до 2024 года еще 4,1 триллиона рублей. Но, надо полагать, что найти их премьеру-налоговику не составит большого труда. 

К тому же на руку нашей экономике могут сыграть прогнозы по повышению цен на энергоносители, которые готовы у нас покупать КНР, Японии, Евросоюз. 

И хотя мир готовится к очередному экономическому кризису, нам бояться нечего. Мы надежно защищены «подушкой безопасности» с международными резервами, превышающими 500 млрд долларов. Теперь все зависит от стратегии и тактики действий, которые должно предложить новое правительство.

Вступив в должность премьера, бывший налоговик Михаил Мишустин призвал незамедлительно внести в бюджет поправки, необходимые для выполнения социальной программы послания Президента России Федеральному собранию. Демографию, рост доходов и повышение уровня жизни россиян новый премьер обозначил главными задачами. Национальные проекты он выделил особо, напомнив министрам о персональной ответственности за их исполнение.

Однако проследить за тем, как исполняется намеченное, будет непросто. Систему контроля за нацпроектами чиновники усложнили настолько, что сами в ней и запутались. Все нацпроекты теперь разделены на мероприятия госпрограмм. Например, нацпроект «Демография» проходит через восемь госпрограмм, учтенных в бюджете, и у каждой такой программы есть ответственное лицо.

Но. в свою очередь, каждая госпрограмма завязана на несколько нацпроектов. Вдобавок ко всему в этой сложной схеме появился еще один формат планирования. Теперь любой нацпроект в регионах будет исполняться, в том числе, и через федеральные проекты. Каждый такой «федеральный проект как структурное звено должен быть полностью погружен в государственную программу и в бюджет», то есть вписаться в госпрограммы.

Один чиновник, ответственный за определенную госпрограмму, которая заложена в бюджет, должен работать на трех вице-премьеров, отслеживать, насколько строго выполняются эти показатели.

Получается как в миниатюре у Райкина про костюм, который шили всем ателье, а спросить за брак не с кого.  

Казалось бы, ответственные за исполнение того или иного нацпроекта должны четко расписать, куда направляются деньги и как лучше их освоить. Но как это сделать, если в  принятых к исполнению нацпроектах одних только целей «высокого уровня» –115. Если еще учесть и уровни регионов и муниципалитетов, то их больше тысячи.

Недолго думая, чиновники поначалу решили взять за основу «дорожные карты» прежних нацпроектов, которые к прорыву, как известно, не привели. На это в прошлом году указала Счетная палата. Пришлось все переформатировать.

В итоге получилась очень неповоротливая система управления. То есть теперь фокусы у проверяющих, говоря словами главного контролера страны Алексея Кудрина, все время сбиваются, и трудно понять, кто отвечает за конечный результат.

Сегодня многие уже забыли «Стратегию-2020», в которой были обещаны средняя зарплата в 2,7 тысячи долларов (около 170 тысяч рублей в месяц), нормальные пенсии не менее 24 тысяч рублей, 100 квадратных метров жилья на семью из трех человек. Все это отражено в прежних национальных проектах, написанных с учетом целей и задач, поставленных Президентом в 2012 году, которые в итоге так и оказались нереализованными.

Вместо 25 миллионов рабочих мест контролеры насчитали всего 16 миллионов, и то после изменения методики статистической отчетности. Производительность труда должна была вырасти на 40%, а поднялась только на 5%. Причем были годы, когда производительность труда падала.

А еще раньше, в 2008 году, в Концепции долгосрочного развития была поставлена задача вывести долю предприятий, осуществляющих технологические новации, на 40%. Но она так и застыла на 8%.

Со сменой правительства от стратегий и национальных проектов никто отказываться не собирается. Напротив, поставлены новые, еще более амбициозные цели и задачи, в основе которых, как и в советские времена, – повышение уровня благосостояния народа.

Одно дело запланировать и совсем другое – исполнить. Достижение таких ключевых показателей, как экономический рост, повышение ожидаемой продолжительности жизни и реальных доходов россиян, снижение уровня бедности в два раза, улучшение жилищных условий не менее пяти миллионам семей ежегодно, технологическое развитие страны, – зависит от очень многих факторов, и, прежде всего, от заданного вектора экономической политики.  

Государственная политика должна вызывать доверие, чтобы народу не казалось, что его хотят обмануть, «заиграть» намеченные главой государства приоритеты и цели.

Чиновники вроде бы радеют о нашем благе и все до мелочей хотят расписать, регламентировать, чтобы ничего не разворовали. Но из-за излишней бюрократии  у регионов пропадает всякий интерес осваивать бюджетные деньги. Так, по итогам прошлого года бюджет нацпроектов израсходован только наполовину.

Не так давно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко громко возмутилась, что федеральный Центр требует массу бумажной отчетности, наращивая контрольные требования. Количество надзорных функций, которые присваивает себе Центр, по ее оценке, зашкаливает. Многостраничные отчеты, усеянные цифрами, из регионов посылаются в Минфин, профильные министерства, Общественную и Торгово-промышленную палаты и другие организации. Для чего? Кто-нибудь читает всю эту гору бумаг?

Валентина Матвиенко предложила не превращать нацпроекты в систему бесконечной отчетности, а создать общую электронную платформу по тому перечню вопросов, которые нуждаются в контроле, и подключить к ней регионы.

Близка к завершению разработка специального электронного модуля, который позволит максимально упростить и формализовать в электронной форме отчетность по национальным проектам. Разворачивается программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса, на эти цели в прошлом году выделено более 42 миллиардов рублей через 91 региональный банк. Организован доступ объектов малого и среднего предпринимательства к госзакупкам, – во всяком случае, обо всем этом говорится в министерских докладах.

Но для того, чтобы разогнать экономику до заданных перспектив, полумерами не обойтись. Необходим принципиальный отказ от монетаристской либеральной модели «роста», от пагубного для страны «вашингтонского консенсуса» и тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы.

Правительству РФ предстоит немало сделать для того, чтобы заниматься промышленным производством в нашей стране стало выгодно: снизить налоги, не «стерилизовать» денежную массу, не зацикливаться на борьбе с инфляцией, а выдавать дешевые кредиты для инвесторов, увеличить размер государственных расходов на социалку.

Оживет рынок труда, восстановится потребительский спрос – и наша экономика, наконец, вздохнет свободно. Важно сделать первый шаг по изменению привычного курса. Решится ли на это новое правительство?


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.