Триллионы – в регионы
Новый бюджет ориентирован на развитие территорий и создание суверенной экономики. Руководители фракции КПРФ посчитали бюджетный план на трёхлетку недофинансированным и предложили добавить в него ещё 10 триллионов рублей. Единороссы назвали проект бюджета на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов консолидированным и сбалансированным по расходам и доходам.
Представители Банка России обнаружили в параметрах нового бюджета «ряд неожиданных моментов, которые могут потребовать корректировки». И хотя эти «моменты» решили пока не озвучивать, можно предположить, что имелось в виду. В прошлом году, выступая на форуме «Россия зовет!», председатель Центробанка Эльвира Набиуллина предупреждала: если расходы казны будут оставаться на «повышенном» уровне, то ключевую ставку придётся повышать ещё больше и потом долго не снижать, чтобы привести в порядок инфляцию. Впрочем, ни Эльвира Сахипзадовна, ни другие сторонники либерального монетаризма и раньше не скрывали, что слишком активная бюджетная политика порождает «лишний» спрос, за которым не поспевает предложение отечественных производителей.
С таким предостережением можно было бы согласиться, но нынешняя ситуация диктует свои условия, когда, чтобы не свернуть с намеченного курса, приходится принимать нестандартные решения, искать противодействие нарастающему санкционному давлению и другим внешним угрозам обозлённого Запада. Правительство даже при желании сегодня не может сократить бюджетные расходы, потому что необходимо по поручению президента в ходе боевых действий усиливать обороноспобность страны, укреплять тылы, наращивать выпуск самых современных видов вооружения. Прибавьте к этому не терпящее отлагательств восстановление поврежденных ВСУ приграничных территорий, инфраструктуры, устранение последствий пожаров, паводков, наводнений, компенсации аграриям, чтобы цены на продукты питания не взлетели до небес.
Без государственной поддержки невозможно построить суверенную экономику, ускорить процессы импортозамещения как в ключевых сферах промышленности, так и в производстве потребительских товаров и услуг.
Что бы ни говорили монетаристы, а только наращивание производства, модернизация и роботизация промышленных комплексов, как показывает мировая практика, обеспечивают высокие темпы экономического роста, который и приносит стабильный доход государству в самых непростых условиях. Словом, ужиматься не самое время, хотя темпы роста экономики в новом году, как прогнозирует Минэкономразвития, ожидаются весьма сдержанные – 2,5 процента. Этот рост, поясняет федеральный министр по экономике Максим Решетников, будет обеспечен на 60 процентов за счёт расходов на конечное потребление и на 30 процентов за счёт инвестиций.
Такой сценарий развития аналитики Центрального банка вполне допускают. Их предостережения сводятся лишь к тому, чтобы убедить коллег в правительстве прекратить бюджетные инвестиции, имеющие, на их взгляд, «проинфляционный фактор» и «проинфляционное значение» для экономики, и, соответственно, перейти на нейтральные по отношению к инфляции инструменты. Хорошо бы, по их мнению, сократить объёмы, «схлопнуть» на время экономику, чтобы загнать инфляцию в определённые регулятором рамки – 4%. А когда цель будет достигнута, то денежно-кредитную политику можно и смягчить.
Возможно, так и поступают многие благополучные страны, завязанные на глобальную экономику. Но нетипичные условия, в которых оказалась Россия, не укладываются в правила, по которым живёт Запад. Да, сегодня нашему государству приходится спасать не только отдельные стратегические предприятия, но и целые отрасли (судостроение, например), привлекая не только крупный бизнес, но и известные госкорпорации – ВТБ, ВЭБ, «Росатом» и другие влиятельные структуры. Все проекты, связанные с казённым финансированием, проходят строгий отбор. Но рассчитывать на быструю отдачу государственных вложений приходится далеко не всегда. Да это и понятно: в отличие от предпринимателей типа «купи-перепродай», которым не страшна никакая ключевая ставка, высокотехнологичным производствам требуется время на модернизацию, адаптацию, на то, чтобы наладить сбыт, раскрутить бизнес и получить прибыль. А ведь многим из них приходится работать на «оборонку» в жёстких ценовых рамках, так что с прибылью особо не разбежишься.
Ещё какое-то время производство будет отставать от спроса, в критических ситуациях с комплектующими и ширпотребом нам помогут дружественные страны. Но если всё пойдёт по плану, то вскоре и этого не понадобится, мы сможем сами себя обеспечить всем необходимым и одалживать «на пропитание» ни у кого за границей не придётся.
Банковские кредиты под 25 процентов и выше встающему на ноги производственнику, выпускающему важную для страны продукцию, не под силу. А таких у нас немало. Но активно развивать внутреннее производство, чтобы сбалансировать уровни спроса и предложения, всё равно придётся. Пока деньги в казне есть, приходится прибегать к такому нехитрому приёму, изыскивать деньги на субсидирование слишком высокой банковской ставки по кредитам. Но долго так продолжаться не может, потому что чем дольше держится высокая ключевая ставка, тем больше денег требуется на доплаты по кредитам и меньшее количество предприятий можно поддержать за счёт выделяемых бюджетных ресурсов.
Вот и выходит, что «рост ключевой ставки приводит не к сокращению спроса, а к замедлению темпов роста предложения», что, впрочем, для независимого Центробанка не имеет большого значения. Главное, чтобы дебет сходился с кредитом, тратили денег не больше, чем заработали.
На сокращение дефицита бюджета работает не только относительно слабый рубль (что, кстати, на руку экспортёрам), но и непопулярные меры, предложенные Минфином (переход к уплате НДС для части бизнеса на упрощенной системе налогообложения, повышение уровня налогообложения рентных доходов для некоторых сырьевых отраслей, увеличение акцизов на бензин, алкоголь, сигареты и сладкие напитки). Все это и должно подстраховать бюджет при заложенном росте расходов.
Отличительной чертой нового бюджета можно считать постепенное сокращение нефтегазовых доходов, на которые раньше делался основной расчёт. В нынешних условиях, связанных с ограничениями ОПЕК+ по добыче и возможным падением цен на нефть во всем мире, нефтегазовые доходы становятся не самой стабильной и предсказуемой статьей дохода.
Теперь, как указано в проекте бюджета, их доля уменьшится (с 11,30 трлн рублей в 2024 году до 9,76 трлн рублей в 2027 году). В то же время поступления в доход от других источников в 2025 году по прогнозу, прилагаемому к основному финансовому документу, должны достигнуть 29,36 трлн рублей, а к 2027 году и вовсе 33,39 трлн рублей.
О резком повышении зарплат, которые у нас ежегодно, по официальным данным, росли на 10 процентов, вероятно, придётся забыть из-за повышения налога на прибыль с 20% до 25% и подоходного налога для бизнеса (лишних денег у него теперь не останется). Из-за непредсказуемости ситуации (не известно, что завтра выкинет Запад) правительство решило подстраховаться, проиндексировав тарифы на ключевые энергоносители на уровень выше прогнозов по инфляции при возможном замедлении экономики.
В сложившейся ситуации Центробанку и правительству придётся искать компромисс и он, скорее всего, будет найден. Вопреки расхожим суждениям, нельзя сказать, что государство «сорит» деньгами, раздавая кредиты по льготной ставке направо и налево. Депутаты не зря назвали новый финансовый документ первым за пять лет «структурно сбалансированным» бюджетом. За сухими строками бюджетных статей вы не увидите разбухания расходной части. Расходы вырастут всего на 5,3% до 41,5 трлн рублей, что на 5% больше, чем в этом году. В следующем году дефицит не должен превысить отметку в 1,17 трлн рублей, или 0,5% ВВП. Да и то, велика вероятность, что дефицита не будет и вовсе, ведь доходы бюджета в 40,3 трлн рублей указаны в консервативном варианте прогноза. С высокой долей вероятности поступления в казну превысят заложенную цифру. Но Минфин всё же решил подстраховаться и спланировал небольшое превышение расходов над доходами: в 2026 году эта разница может увеличится до 0,9% ВВП, в 2027 году до 1,1% ВВП. Зато все социальные обязательства будут выполнены. Погашать дефицит станут за счёт государственных заимствований, при этом объём госдолга сохранится на безопасном уровне. Вырученные деньги государственных займов у населения пойдут, прежде всего, на социальную поддержку и повышение качества жизни, укрепление обороноспособности страны, интеграцию новых регионов, технологическое развитие и создание современной инфраструктуры.
Министр финансов Антон Силуанов на парламентских слушаниях по проекту нового бюджета заверил, что с государственной казной дело обстоит абсолютно нормально. Денег хватит и на то, чтобы помочь людям, лишившимся жилья в ходе военных действий и чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, и на индексацию пенсий пенсионерам, работающим и неработающим.
Государству под силу обеспечить выплату единого пособия семьям с детьми и маткапитала, продолжить программу семейной ипотеки и соцконтракта по поддержке малоимущих граждан. В раздел «Соцполитика» правительство заложило 6,4 трлн рублей. Из них 12,5 млрд рублей отправят в регионы на программы по повышению рождаемости, около 13 млрд рублей перечислят в фонд, помогающий адаптации вернувшимся из зоны боевых действий ветеранам СВО и членам семей погибших бойцов.
И это ещё не всё. Законопроект о бюджете предусматривает увеличение прожиточного минимума (ПМ) в 2025 году на 14,8%, что должно привести к росту числа получателей единого детского пособия (сейчас его получают чуть более 10 млн детей в возрасте от 0 до 17 лет). Поскольку расчет пособия также привязан к ПМ, его размер существенно увеличится: на поддержку семей с детьми зарезервировано больше двух трлн рублей.
В числе самых приоритетных задач остается реализация 19 национальных проектов, в их числе и пять новых – «Семья», «Кадры», «Молодежь России», «Экономика данных», «Продолжительная и активная жизнь». Их финансирование из федерального бюджета увеличено практически вдвое (18 триллионов рублей на три года). За шестилетку (до 2030 года) в них вложат 40 триллионов рублей. Нацпроекты вписаны в перспективный финансовый план до 2042 года.
В 2025 году денег в казне должно хватить на повышение качества жизни семей с детьми, поддержку сферы образования, обновление инфраструктуры школ, колледжей и университетов, строительство студенческих городков по всей стране, а также на подготовку ценных специалистов и ремонт общежитий и спортивных объектов в техникумах и колледжах.
Правительство намеревается решить проблему качества жизни в сельских регионах, поднять продолжительность жизни на селе до 78 лет, профинансировать масштабную программу обновления и модернизации ЖКХ, поддержать предприятия и стартапов, которые создают оборудование для хранения и обработки данных.
Особое внимание в ближайшие годы будет сосредоточено на сбалансированности региональных бюджетов. Помимо субсидий и дотаций на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и выравнивание бюджетной обеспеченности ежегодно на поддержку регионов будет направляться по 3,3 триллиона рублей. А 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам просто спишут при условии их целевого использования
В ходе обсуждения бюджет на трёхлетку подкорректируют, и не раз, хотя большой перекройки его статей не предвидится. Но, чтобы не предлагали парламентарии, вектор развития, заданный в нём, по мнению экспертов, должен быть сохранён. Только рост экономики позволит решить нависшие над страной угрозы и проблемы, укрепить обороноспособность и вывести Россию в число мировых лидеров.