Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 ноября 2022
«Транссиб Закавказья» разблокирован

«Транссиб Закавказья» разблокирован

Железная дорога пройдет по советскому маршруту
Алексей Балиев
04.08.2022
«Транссиб Закавказья» разблокирован

Армения и Азербайджан достигли договоренности по восстановлению и использованию основного маршрута трансграничной Южно-Закавказской железной дороги (ЮЗЖД) – «Транссиба Закавказья», протяженностью в 850 км.

Напомним, урегулирование более чем 30-летнего конфликта между Арменией и Азербайджаном, достигнутое к середине ноября 2020 года благодаря усилиям России и лично президента РФ Владимира Путина, включает разблокирование всех транспортных артерий в Южном Закавказье. С участием Пограничной службы ФСБ РФ сегодня эти договоренности получают практическую реализацию.

Об этом сообщили на днях в офисе вице-премьера Армении Мгера Григоряна. На данный момент можно говорить о консенсусе по использованию железной дороги Ерасх-Горадиз, которая пройдет по маршруту советского времени.

Весь этот маршрут — Ереван–Ерасх–Джульфа–Мегри–Горадиз с выходом на каспийские порты Азербайджана и Ирана — проходит вдоль границ Армении и Азербайджана с Ираном. Тот же маршрут стыкуется с иранскими железными дорогами через Джульфу (в Нахичеванской автономии Азербайджана). Восстановление участков маршрута, расположенных на юго-западе и юге Армении, уже включено в национальный план приоритетных экономических проектов. Инвестиционная стоимость работ по ним составляет примерно 200 млн долл.

Переговоры по проекту проводились с участием РФ с конца 2020-го почти ежемесячно; иранская сторона вела их дополнительно с Ереваном и Баку. И вот в конце июня с.г. Мгер Григорян уточнил СМИ, что Армении и Азербайджану «удалось сблизить позиции по многим вопросам пограничного и таможенного контроля. А также по безопасному перемещению граждан, перевозочных средств и грузов через территории Армении и Азербайджана». К концу июля стороны, наконец, окончательно договорились о восстановлении и эксплуатации ЮЗЖД.

Нелишне напомнить, что этот маршрут использовался для международных грузовых перевозок с начала 1910-х до середины 1980-х включительно. А с 1930-х годов до середины 80-х эта артерия была среди основных транзитных магистралей всей Евразии.

Причем выходы с магистрали на железнодорожную сеть Турции и Ирана открыты были более века тому назад — соответственно, в 1902-м и в 1909 гг. И до 1917 года ЮЗЖД, ввиду ее географии и трансрегиональной значимости, тогда неофициально именовали «Транссибом Закавказья».

Восстановление этой артерии позволит включить ее в евроазиатский коридор «Север-Юг» (РФ–Закавказье/Каспий–Иран–Индия). Что, в свою очередь, увеличит число стыковок железных дорог в центральном — закавказско-иранском секторе. При этом российская сторона снова получит доступ, через Азербайджан, к этой трансграничной магистрали.

 В возобновлении работы столь важного транзитного маршрута заинтересованы также Белоруссия и страны Скандинавии, с одной стороны, Иран, Турция, арабские страны Персидского Залива — с другой.

Ведь грузовой железнодорожный транзит по кратчайшему пути между группами этих стран возможен только по данной магистрали, состыкованной с Россией в прикаспийском регионе. Что, разумеется, важно для нас и в геополитическом плане.

Очевидно и то, что возобновление работы ЮЗЖД вполне вписывается в недавние договоренности России и Ирана об освоении ежегодного транзита в 30 млн тонн между странами Европы и Азии во второй половине 2020-х годов вместо 10-12 млн тонн на рубеже 2010-2020-х. По экспертным оценкам, из упомянутых 30 млн тонн — не меньше трети будет переправляться как раз по «Транссибу Закавказья». Транзитные доходы РФ по данному направлению уже сегодня оцениваются как минимум в 200 млн долл. ежегодно.

 Пока же не меньше трети всей протяженности этой магистрали — либо без рельсов и шпал, либо с разрушенными станциями. А потому их придется создавать фактически заново. Предварительный план соответствующих работ уже согласован. В них будет использоваться в основном российское строительное и железнодорожное оборудование. Ввод же в действие «Транссиба Закавказья» запланирован на конец текущего – начало будущего года.

Таким образом, будет обеспечена долгосрочная, если не бессрочная экономическая выгода не только для всех стран – участниц проекта, но и для соседних с ними государств.

Во-первых, ускорится экономическое развитие примыкающих к этой артерии южных регионов Армении и Азербайджана; во-вторых, эти страны, а также Россия и Иран будут получать стабильные транзитные доходы. В-третьих, повысятся темпы роста товарооборота РФ и стран Закавказья со многими странами Ближнего Востока и Южной Азии, особенно с Ираном. А это значит, что ускорится и решение вопросов безопасности в регионе, урегулирования в нем давних политических конфликтов.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Матвей дело говорит
05.08.2022 15:31
Матвей дело говорит, поставим вдоль всей железной дороги ракеты "Искандер" и "Калибр"!
Матвей
04.08.2022 23:26
Да, могут испортить, спровоцировав ноый конфликт Баку-Ереван. Надо, чтобы эта артерия была под контролем воор. сил РФ и Ирана !
Денис
04.08.2022 21:48
Если не дураки - все должны способствовать работе. Торговля - это плюсы для всех.
ус
04.08.2022 15:57
Хороший проект,но шорош подонки всё испортят

Эксклюзив
16.11.2022
Валерий Панов
За девять месяцев этого года из страны вывезены за рубеж рекордные 63,1 млрд долларов.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.