Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 января 2022
Стабилизация валюты — дело государственное

Стабилизация валюты — дело государственное

Валютный курс обесценивающегося рубля снова бьёт рекорды
Игорь Валентинов
30.11.2021
Стабилизация  валюты  —  дело государственное

26 ноября курс превысил отметку в 75,6 рублей за 1 доллар США; 29 ноября — опять «откат»: около 75 руб. Далее снова просматриваются любые варианты падения или роста. Соответственно, котировки всех инвалют к рублю тоже будет лихорадить. Тем не менее большинство прогнозов говорят о том, что, новое падение рубля неизбежно. Что, естественно, компенсируется новым ростом цен и тарифов. Ибо они, как и прежде, привязаны к курсу доллара США и к долларовым ценам на нефть. А эти цены всё сильнее скачут.

Платежно-покупательная способность российских денег при этом, увы, уже которое десятилетие зависит от мировых цен на нефть. Первую скрипку тут играют нефтяные биржи Запада, издавна взаимодействующие с крупнейшими поставщиками нефти — политическими союзниками Запада — с Саудовской Аравией и другими нефтегазовыми монархиями Аравии. А они, наряду с США, Канадой, Индонезией, Индией, Великобританией, Норвегией, с последней декады ноября этого года распродают свои запасы нефти по низким ценам. Таким образом, свыше половины стран — крупных нефтеэкспортеров коллективно приступили к обвалу мирового нефтяного рынка.

   Почему? Просматривается несколько основных взаимосвязанных причин. Во-первых, «распродавцами» решено сбить резко возросшие мировые цены на природный газ, изначально привязанные к нефтяным расценкам (падение или рост нефтяных и газовых цен всегда синхронны).

Во-вторых, нефтяная распродажа стимулируется падением спроса на нефть во многих странах, в том числе в странах — крупных нефтепоставщиках,   что обусловлено экономическими последствиями ковид-локдаунов.

А в-третьих — преследуются и геополитические цели. И прежде всего, это оказание дополнительного политико-экономического давления на Россию, поскольку финансово-экономическая система РФ издавна зависит от мировых нефтяных котировок.

Отнюдь неспроста столь резкое обесценивание рубля и падение нефтяных цен совпали по времени с разнузданной антироссийской кампанией на Западе по поводу якобы «предстоящей агрессии РФ против Украины». 

Нечто схожее на мировом рынке нефти наблюдалось во второй половине 1980-х гг. Но тогда главной задачей «играющих на обвал» Запада и их аравийских союзников было ускорение экономического и, следом, политического краха СССР и, попутно, чаушесковской Румынии, максимально зависящих от нефтеэкспорта.      

Но, в любом случае, отказ государства от поддержки курса своих денег, по принципу «рынок сам всё отрегулирует», приводит — и это подтверждается и общемировой практикой — к падению их платежно-покупательной способности и, соответственно, к стремлению местного бизнеса поскорее конвертировать обесценивающиеся дензнаки в валюту. С последующим оперативным её вывозом в оффшоры, где, посредством всевозможных махинаций, вполне можно приумножить вывезенное.

   А вот и подтверждение этой взаимозависимости: по последним данным ЦБ РФ, чистый отток капитала из России за январь-октябрь с.г.  составил 65,7 млрд долл., что на 23 млрд больше, чем за тот же период 2020 г. Характерно и то, что еще в июле ЦБ РФ более чем на треть повысил   прогноз по оттоку капитала из страны за текущий год: с 35 млрд долл. до 50 млрд.

Отказ от поддержки курса собственных денег приводит к недофинансированию государственных социально-экономических программ. Точнее, ввиду частой переменчивости валютных курсов государство вынуждено «перебрасывать» бюджетные средства, включая нефтеэкспортные доходы, с федеральных производственных программ на социальные нужды, или наоборот.

По имеющимся оценкам, из-за отсутствия господдержки курса рубля фактическое суммарное недофинансирование федеральных производственных и социальных программ в стране достигает 25-30% ежегодно.

В свою очередь, валютно-рублевые перепады не позволяют предприятиям планировать собственное производство даже на месяц вперёд. Это проблема     была обозначена в ходе шести общероссийских отраслевых конференций, состоявшихся в сентябре-ноябре сего года.   

По мнению Олега Шибанова, директора Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ», «для компаний в РФ, которые импортируют иностранные товары, — а таких компаний в стране стабильное большинство — падение рубля это очевидный вред. Ибо с падением рубля происходит падение покупательной способности и этих компаний, и населения». Схожее мнение у главного экономиста банка «Уралсиб» Алексея Девятова, по оценке которого многим предприятиям из-за обесценивания рубля «приходится сокращать свои инвестиционные и производственные планы, что негативно влияет на промышленность в целом».

В свою очередь, партнер-эксперт аудиторской компании «ФБК Грант Торнтон» Игорь Николаев оценивает последствия рублевых обвалов в более широком контексте: «Падение рубля не только для населения, но и для производителей ассоциируется с кризисом. Если рубль падает, то это формирует ситуацию неопределенности в экономике. Что неизбежно приводит (тем более при частых повторах рублевых обвалов) к замораживанию предпринимательской активности».

И как не согласиться с Андреем Разбродиным, президентом Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, который заявил: «Для оценки финансовой политики государства крайне важный показатель — покупательная способность национальных денег и, соответственно, потребителей. Если этот показатель не растет, то роста экономики нет». Эксперт напоминает, в этой связи, что, чем больше совершается покупок потребителями, — тем больше средств направляется в экономику страны. Только в этом случае будут развиваться торговля и внутреннее производство, появятся новые рабочие места, будет повышаться покупательная способность заработной платы».

Очевидно и то, что чем чаще происходят резкие колебания курса рубля, тем ниже конкурентоспособность рублевых межгосударственных взаиморасчетов. Потому расчеты РФ с другими странами по-прежнему осуществляются, главным образом, в инвалютах.   

Тем временем, как ни удивительно, в странах Западной и Центральной Африки — экс-французских колониях и протекторатах, где то и дело происходят перевороты, гражданские или межэтнические войны, при любых режимах и ситуациях валюты сохраняются стабильные. Это — созданные Францией для них еще 70 лет тому назад, то есть ещё в период президентства генерала Шарля де Голля (1958-1969 гг.), западноафриканский франк и франк Центральной Африки. Стабильность валют обеспечивается своевременными мерами Казначейства Франции по регулированию эмиссии (выпуска в обращение) этих валют, по корректировке их курса к евро (к французской валюте) и к инвалютам в зависимости от мировой финансовой и/или товарной конъюнктуры.

Такое регулирование осуществляется исходя из значимости конкретных экспортных товаров этих стран для их финансово-экономической стабильности, из динамики курсов основных мировых валют (доллар США, евро, британский фунт, юань КНР). А также — исходя из динамики спроса-предложения товаров и услуг в тех же франко-валютных странах.

Скажем, если падает спрос на их основные экспортные товары (что способствует удорожанию товаров и услуг), Париж проводит в них компенсационные вбросы франков на их внутренние рынки, но в строгом соответствии с конкретными финансовыми потерями тех стран из-за негативной мировой конъюнктуры. Когда же эти потери начинают сокращаться вследствие вбросов, Париж сокращает эмиссию франков, чтобы избежать в данных странах чрезмерной инфляции и, соответственно, роста цен, тарифов и обесценивания франков к инвалютам.

Смежный вариант поддержки тех же франков — это централизованные периодические вбросы или изъятия инвалют с внутренних рынков Франции или в тех же государствах посредством биржевых операций или действий Казначейства Франции. В этих рамках применяется, например, и периодическая закупка или продажа золота именно в афрофранках. Что тоже поддерживает местные валютные курсы и, соответственно, конкурентоспособность афрофранков к инвалютам.

Разнообразные эффективные методы поддержки Парижем стабильности «профранцузских» африканских франков позволяют 14 странам Африки минимизировать свои издержки от эксцессов мировой товарной или валютной конъюнктуры.

Одновременно сохраняется решающее политико-экономическое присутствие Франции в этих странах, ибо любым их режимам выгодна такая политика экс-метрополии по поддержке местной валюты.  

Не пора ли и нам обратиться к международному опыту госрегулирования валютой?


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.
И.Якут
04.12.2021 11:08
1. "Ещё важно, кто руководил нашими отраслям. В ракетостроении всюду были специалисты, хотя чиновники и здесь им мешали - тут нельзя не вспомнить ракету Н-1, которую по непонятным причинам прекратили делать. В авиации чиновники угробили знаменитую "сотку", а в автомобилестроении они решали все, поэтому и результаты - плачевные. Плачевные результаты и в микроэлектронике, снова чиновники решили, что надо заниматься копированием схем - в этом корень зла. И здесь эти же чиновники не давали делать новые схемы. Освоили какое-то изделие в 70-е годы и лепили его вплоть до развала страны. А почему у нас были такие чиновники, тоже понятно. У нас шёл отрицательный отбор. Наверху оказывались худшие..." // Трудно что-нибудь возразить. Только добавить. Например, про Чернобыль.
2. Про сейчас: руководят сплошные менагеры и бухгалтера. Тот же отрицательный отбор. Наука и образование унижены. Экспертная оценка никому не нужна. У нас ныне главный ученый - Миша Ковальчук.
3. Поэтому удивительно, что процесс, тем не менее, идет. Но при Лаврентии Палыче он шел бы на порядок быстрее. Но как-то, мягко скажем, неохота возвращаться в те времена.
4. Как следствие главенства чиновников - низкая организация управления.
Константин2
03.12.2021 19:24
И. Якуту
Посмотрел ссылку. Она ни о чем. Это точка зрения чиновника, который плохо понимает, что происходило в стране. Да, мы действительно отставали в микроэлектронике от Запада и с годами это отставание только уваличивалось. Дело не в обществе потребления. СССР в высокотехнологических отраслях, таких как авиастроение, атомная энергетика, ракетостроение превосходил весь западный мир. Но были отрасли, в которых мы отставали и это отставание только увеличивалось - автомобилестроение, та же электроника, сельское хозяйство и другие. Но ведь это отставание было не всегда. В автомобилестроение до 60-х годов у нас все было не так плохо, а потом то, что произошло к концу 80-х иначе, как катастрофой не назовёшь. Чем отличались у нас автомобилестроение от авиастроения? В авиации у нас было несколько прекрасных фирм, которые конкурировали между собой. И новые самолёты делались постоянно. А автомобили у нас - сделали что-то, спрос огромный, можно штампрвать одно и то же, и все будет прекрасно - так и жили. Поэтому дело не в обществе потребления, а в конкуренции, которой у нас не было. Мне все равно было, кто финансирует разработку, которую я делаю - потребитель или государство, а вот если эту разработку делает ещё кто-то, и стоит вопрос кто сделает быстрее и лучше, тут я буду стараться.
Ещё важно, кто руководил нашими отраслям. В ракетостроении всюду были специалисты, хотя чиновники и здесь им мешали - тут нельзя не вспомнить ракету Н-1, которую по непонятным причинам прекратили делать. В авиации чиновники угробили знаменитую "сотку", а в автомобилестроении они решали все, поэтому и результаты - плачевные. Плачевные результаты и в микроэлектронике, снова чиновники решили, что надо заниматься копированием схем - в этом корень зла. И здесь эти же чиновники не давали делать новые схемы. Освоили какое-то изделие в 70-е годы и лепили его вплоть до развала страны. А почему у нас были такие чиновники, тоже понятно. У нас шёл отрицательный отбор. Наверху оказывались худшие...
И.Якут
03.12.2021 11:46
Константину2
1. Сказок никаких нет. Проблема с бородой. М.б., читали: https://expert.ru/expert/2021/48/bez-obschestva-potrebleniya-nauchno-tekhnicheskoye-otstavaniye-sssr-bylo-neizbezhnym/
2. Если бы задача сделать качественный сапфир стояла - сделали бы.
3. Про нитриды и карбид - исторически в Питере делали и делают.
A-1
03.12.2021 10:18
Суперджет более 10 лет собирают из импортных комплектующих (наши там фюзеляж, крылья) в случае прекращения их поставок производство встанет, для обслуживания всех этих 200 самолетов тоже нужны импортные запчасти, так же как к боингам с аэрбасами. Успешность проекта собственно аналогично успеху сборки иностранных автомобилей или там бытовой техники в России. Под директивой сверху стали делать импортозамещение, по сути в этот фюзеляж пытаться воткнуть росаналоги импорта свои там шасси, всякую начинку что еще могут здесь делать, движок свой создают, затраты огромные почти как новый самолет, нужно еще испытать, сертифицировать сколько уйдет время лет пять или более. История с МС-21 почти как с СП-2, запад почуяв что-то неладное сразу стал совать палки как говориться, в итоге придется тоже самое заменять там все ненашее скорее всего и опять время, деньги. Только в случае реального запуска МС-21 и полной локализации джета можно будет говорить что в России выпускают свои самолеты, но когда это будет еще вопрос, а может уже некогда.
У летающего Ту-204 проблема лишь с расходом топлива, но ее можно было решить новым мотором, то есть он бы продолжал летать и производится вчера, сегодня и завтра как говориться, но не судьба вышла.
Константин2
02.12.2021 21:11
И. Якуту
Насчёт кадров. Раньше выпускников МИЭТа, конечно, с опытом работы по специальности, американцы с удовольствием брали на работу, Сегодня наши у них не котируются. В нулевые наши специалисты из Зеленограда ездили в Китай, сегодня мы там не нужны. Про нитриды и карбид кремния - я вижу вы что-то слыхали, или что-то прочитали, но понимания нет. Сапфировое подложки у нас такого качества, что можем на них делать схемы уровня конца 80-х - начала 90-х. Серьёзные схемы (относительно серьёзные, это с нормами 1 мкм) уже не идут, на нашем сапфире, зато на импортных сапфировых подложках все более-менее. Только продавать нам эти подложки не хотят. Знают, что на них делают военные схемы, поэтому имеем то, что имеем. И не рассказывайте мне сказки про нашу электронику, я заканчивал МИЭТ и всю жизнь работал по специальности...
Константин2
02.12.2021 18:30
А-1
Суперджет - единственный успешный проект России в гражданской авиации. Его выпускают серийно, уже делают третью сотню. Кроме того, мы получили компетенции в создании авиадвигателя. Да, в этом самолёте масса импортной комплектации, зато теперь нам понятно, как делать самолёты на уровне европейских и американских. Я соглашусь с вами, что ТУ-204 и ИЛ-96 для своего времени были хорошие самолёты, но... это вчерашний день. Конечно, надо было доводить их до ума, но к тому времени состояние этих наших некогда знаменитых КБ было очень плачевно. И то, что с 91 года фирма Туполева не сделала ни одного нового самолёта, а фирма Ильюшина сделала только ИЛ-112, который разбился тому свидетельство. Не стало кадров, не стало и этих КБ. Что-то они делают сегодня, но это не то, чем должны были бы заниматься такие фирмы...
И.Якут
02.12.2021 17:14
1. Поручено Красникову заниматься электроникой - пускай тянет. Кадров вокруг еще хватает. И МИЭТ под боком. Есть еще Белоруссия. "Интеграл" батька не разваливал.
2. Нитриды и карбид кремния в стране растят. И сапфир (и еще как). Это электроника поновей будет.
3. Про кадры - см. п.2 предыдущего коммента.
А-1
02.12.2021 16:34
Суперджет делали вроде как для торговли в том числе заграницей, это все в теории супергениев менеджмента и пр., а что получилось на практике, по факту, за границей он не особо кому нужен или совсем ненужен, продать странам типа Ирана нам его не разрешают, по сути этот самолет собранная в России иномарка, здесь делают фюзеляж, а вся начинка – импорт. Вероятно так или иначе «наши авиакомпании» все же его стали покупать, может в нагрузку, либо обязуют, то есть не кому он кроме нас оказался не нужен.
Лет 15 назад когда и принимались эти решения и по суперджету и вероятно мс-21, все эти грядущие проблемы мог видеть школьник как говориться, ума здесь особого не надо. На тот момент у нас реально производились ту-204 и ил-96, для того времени нормальные самолеты, полностью отечественные, если бы их просто нормально закупали штук по 20-30 ежегодно, мы бы сохранили собственный гражданский авиапром, тем более за 15 лет их бы модернизировали сделал бы новые двигатели и пр. и так же сейчас производили и парк бы самолетов был наш хотя бы наполовину, выпускают же до сих пор всякие нивы с уазиками, уралы, пазики. Но огромные деньги ушли на аэрбасы и боинги и странный суперджет, который сейчас пытаются локализовать, но на это бог знает сколько лет уйдет. Да и тот же суперджет создали на базе военных производств сухого, если б не они вообще похоже не чего бы не было. Вот пример реального раздолбайства или предательства по части гражданского авиапрома, при Сталине за это могли реально к стенке поставить.
Константин2
02.12.2021 14:45
И. Якуту
Вы заблуждаетесь. Решают не деньги. Решают кадры. Китайцы сколько вложили денег в свой аэропром, а самолёты так и не делают. Хотя, конечно, у них сдвиги есть. Они даже собирались купить украинский "Мотор Сич", чтобы научиться делать моторы и деньги были, но увы и ах... Американцы по всему миру покупают, кого-то бы вы думали? Нет, не выходцев из Средней Азии, они покупают специалистов. Предвижу ваше возражение, мы тоже будем покупать специалистов. Не будем. Почему раньше не покупали и не только не покупали, свои кадры продавали. Почему? Потому что нашим чиновникам это не нужно. А решают они. Поэтому пока эти чиновники решают, у нас приглашать будут только среднеазиатских специалистов. И чтобы изменить ситуацию надо для начала этих чиновников отодвинуть. Как вы считаете - это реально?
Что же касается электроники, сегодня у нас хватило кадров только на один малюсенький завод в Зеленограде "Микрон", причем возраст у многих работающих, как я писал - через 5 лет - мало кто из них останется... Самое лучшее электронное предприятие в Союзе - Зеленоградский Ангстрем, практически угроблен... И что самое противное, никакой политики по улучшению ситуации не наблюдается...
И.Якут
01.12.2021 23:11
1. "В электронике у нас нет времени 10-15 лет". // По Хазину, нам еще восстанавливаться 20-25 лет. В электронике будут локальные прорывы. Для безопасности страны, при серьезном вливании бабок и грамотном кадровом подборе, будет достаточно.
2. Самое же худое что есть - это никчемная кадровая политика. Именно здесь таится максимальная опасность (вспомним дядюшку Джо: "кадры решают все"). Кадрами поручено заниматься Кириенко. Уже устал повторять одно и то же: нужен на кадры новый грамотный человек и адекватный угрозам подход. А Кириенко оказался замечательным менагером в Росатоме. На многое способен. Но не в подборе кадров.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.

Эксклюзив
13.01.2022
Александр Пронин
Памяти незаурядного военачальника.
Фоторепортаж
18.01.2022
Подготовила Мария Максимова
В Государственном Эрмитаже открылась постоянная экспозиция «Галерея Петра Великого».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.