Схватка за чернозём
Она и сейчас, правда, в осколках, лежит в Национальном агрономическом институте Франции, куда попала из Сорбонны после мятежа студентов в 1968 году, – получившая золотую медаль десятой Всемирной выставки в Париже в 1889 году, воронежская кубическая сажень чернозёма. Не кубометр – казённая сажень, утверждённая в 1649 году при Алексее Михаловиче «Соборным уложением», равнялась 2,16 метра и содержала три аршина по 16 вершков. На выставке составивший к тому времени карту черноземов Российской империи В.В.Докучаев, один из самых авторитетных почвоведов в мире, стал кавалером ордена «За заслуги по земледелию» (Chevalier du mérite agricole).
Эта сажень, ставшая легендарным эталоном плодородия, была вырезана в Бобровском уезде – нынче это Панинский район – Воронежской области. Но и сегодня от Боброва через Дон, через Харьков аж за Киев тянется полоса русского чернозёма. И прав был Василий Васильевич, начиная свою лекцию о почвоведении такими словами: « Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном основном богатстве России, стоящем неизмеримо выше богатств Урала, Кавказа, богатств Сибири, – все это ничто в сравнении с ним; нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России».
Стал кормильцем чернозём и для Украины. В прошлом году две наши страны поставили на мировой рынок 75% подсолнечного масла, почти 30% – ячменя, 28% – пшеницы, 15% – кукурузы. Почти пять десятков стран зависят от пшеницы с наших чернозёмов как минимум на 30%, а 26% из них – больше чем наполовину.
Урожай зерновых прошлого года на Украине был беспрецедентно высоким – 107 миллионов тонн зерна и масличных, тогда как внутреннее потребление на Украине всего около 4 миллионов тонн пшеницы. Остальное – можно «за бугор». Однако, «за бугор» у Киева всё больше идёт сам «царь почв», чернозём. Как обнадёжил украинцев ещё два года назад президент страны Зеленский, Киев рассчитывает получить от МВФ по крайней мере 8 миллиардов долларов за либерализацию закона о земле, разрешающего продажу земли иностранцам. 8 миллиардов для него – хорошие деньги. Хотя в прошлом году только доход от продажи украинского подсолнечного масла составил 6,4 миллиарда долларов. Да экспорт зерна в 51,2 миллиона тонн принёс 12,5 миллиарда «зелёных». Но эти почти 20 миллиардов Зеленскому «мимо кассы», потому и не в счёт. Это – не либерализация.
Либерализация – это то, что в прошлом году три крупные американские транснациональные корпорации купили 17 миллионов гектаров украинских сельскохозяйственных угодий, сообщил американский Oakland Institute. 5% из 60 миллионов гектаров украинских земель приобрел Китай. В частной собственности у иностранных компаний находится теперь почти треть земель страны.
Определить собственника земли украинские медиа сейчас не торопятся. Но в конце мая этого года Australian National Review (ANR) подтвердил данные о продаже украинских чернозёмов «за бугор», опубликовав статью о том, что три американские компании приобрели сельскохозяйственные земли на Украине (Three Large American Multinationals Bought 17 Million Hectares of Ukrainian Agricultural Land). Компании Cargill, Dupont и Monsanto со штаб-квартирами в США купили 17 из 62 миллионов гектаров украинских сельскохозяйственных земель – столько же, сколько такой земли во всей Италии (16,7 миллиона гектаров). Это они лоббировали в Верховной раде «земельную реформу» Зеленского и теперь действуют на Украине как консорциум. Владельцами агрохолдингов на Украине стали американская NCH Capital, французская AgroGеneration, немецкие ADM Germany, KWS, Bayer и BASF, саудовская Saudi Agricultural and Livestock Investment Company (SALIC).
Да, до 2024 года продажа земли иностранным компаниям на Украине под мораторием – спасибо рядовым украинцам. Через два года вопрос будет поставлен на референдум, который со стопроцентной вероятностью украинцы провалят, не желая расставаться с «царём почв», главным национальным достоянием. Но кто их спрашивает сегодня, когда борьба за украинский чернозём уже идёт вовсю, но не на рынке земли, а на рынке офшорных корпоративных прав на украинские агропредприятия? Сейчас вместо земли скупаются готовые компании, при этом Украина ничего не получает не только в дополнительных налоговых поступлениях, но и даже в притоке валюты на внутренний рынок в виде инвестиций, поскольку сделки заключаются в низконалоговых зарубежных юрисдикциях. «Украинскую землю покупают под пальмами», – пишет ANR.
То, что торговля чернозёмом скрыта от глаз простых украинцев, подчеркивает и международное издание Project Syndicate. «На карту в Украине поставлено больше, чем многие комментаторы, похоже, оценивают. В мире, страдающем от последствий изменения климата, плодородные земли будут становиться все более ценным активом. И если есть что-то, чего в Украине в избытке, так это чернозем, необычайно плодородная почва с высокой концентрацией гумуса, фосфорных кислот, фосфора и аммиака. Вот почему американские и западноевропейские агробизнес-фирмы уже скупили миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий Украины – и, как сообщается, только десять частных компаний контролируют большую их часть».
Начавшаяся специальная военная операция на Украине приостановила этот неолиберальный проект превращения страны в экономическую колонию Запада и дает украинцам уникальный шанс остановить расхищение чернозёмов иностранными корпоративными и финансовыми структурами. Но очевидно, что на Грушевского 5 в Киеве нет сил, способных этот шанс использовать.
Исследование Оклендского института показывают, что беспрецедентная волна приватизации природных ресурсов идёт не только по Украине, но и по Замбии, Мьянме, Папуа-Новой Гвинее, Шри-Ланка и Бразилии. Правительства этих стран под давлением финансовых институтов и западных донорских агентств отдают всё больше земли в так называемое продуктивное использование во имя развития. И Соединенные Штаты являются ключевым игроком в приватизации таких земель с помощью американских блокчейн-корпораций, правительственных учреждений и Всемирного банка. В соседней с нами Украине «Всемирный банк и Международный валютный фонд использовали экономические последствия пандемии COVID-19, чтобы заставить «житницу Европы выставить свои сельскохозяйственные угодья на продажу на земельном рынке», – считает издание.
Отчуждения земли «за бугор» никогда не вело к человеческому развитию нации. Но семь миллионов мелких землевладельцев Украины ничего не могут противопоставить сегодня компаниям UkrLandFarming Бахматюка, Kernel Веревского, американскому «Агропросперис», МХП Косюка, «Астарта» Иванчика, саудитской «Мрие», «Агротону» Журавлева и прочим агрохолдингам страны. Та же AgroGeneration, земельный банк которой составляет 120 тысяч украинских гектаров, 62% акций принадлежат инвестиционному фонду компании SigmaBleyzer Southeast European Fund IV, а председателем совета директоров является Майкл Блейзер, контролирует в «незалежной» ещё и «Воля-Кабель», сеть магазинов «Космо», Полтавскую кондитерскую фабрику.
Украинцы, потерявшие свою страну на Майдане, проигрывают схватку и за «царя почв». С начала лета они стали активно выставлять на продажу свои земельные паи, утверждают агентства недвижимости. Особенно много предложений в Сумской, Черниговской, Житомирской, Киевской, Запорожской, Харьковской, Николаевской областях.
А с 2024 года землевладельцы и вовсе столкнутся с конкуренцией со стороны крупного иностранного бизнеса, получившего права собственности на землю через непрозрачное владение украинскими компаниями и используя продажные судебную и регулирующую системы страны. Эти системы и защищают украинские солдатики сегодня...