Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 мая 2024
Севморпуть незаменим

Севморпуть незаменим

Мировой экономике не обойтись без России
Алексей Балиев
29.12.2023
Севморпуть незаменим

Удивительно, но вопреки растущему давлению Запада на Россию, в текущем году по трансконтинентальному Северному морскому пути (СМП), – от прикарктических Мурманска и Архангельска до Владивостока и Находки на тихоокеанском побережье нами достигнут рекордный объем перевезенных грузов, в том числе между странами Европы и Азии. При этом у СМП нет, и не предвидится, конкурентов, поскольку маршруты в обход России показывают свою несостоятельность.


По официальным данным, к концу текущего года объем международного транзита здесь превысил 2 млн тонн. А общий объем перевозок по СМП достиг 33 млн тонн. Столь высокие показатели связаны с тем, что не только географический, но и геополитический факторы способствуют безальтернативости Севморпути.

Во-первых, в сравнении с транзитом через Транссиб и Севморпуть издавна действующий маршрут Европа-Средиземное море-Суэцкий канал-Красное море-Индийский Океан-Юго-Восточная Азия-Китай-Япония – длиннее более чем на треть. Этот фактор автоматически ведет к удорожанию международных перевозок через Суэц.

Во-вторых, Красное море (соединяющее Суэцкий канал с Индийским океаном) – своего рода, эпицентр пиратских нападений на торговые суда. Он уже стал театром военных действий из-за войн в Палестине, Сомали, Йемене, примыкающих к Красному морю и Индийскому океану. Более того, США совместно с Великобританией, Канадой и Францией в середине декабря с.г. приступили к военной операции в Красном море, как официально заявлено, «для обеспечения безопасности судоходства». Но фактически – для создания в этом регионе новых военных баз НАТО. А эта ситуация, тем более, снижает конкурентоспособность маршрута через Суэцкий канал.

В-третьих, не игнорируют пиратские группировки и восточную часть этого маршрута – то есть Южно-Китайское море (ЮКМ), выходящее в Тихий океан. Но военно-политическая ситуация здесь остается напряженной еще и потому, что обостряются территориальные споры между всеми странами бассейна.

Ввиду упомянутых факторов, перевозка международных грузов по Севморпути к концу 2023 года и достигла рекордных за всю историю маршрута 2,2 млн тонн. До 75% этого грузопотока составили нефть, нефтепродукты и сжиженный природный газ.

34.jpgВ дальнейшем прогнозируется рост транзита контейнерных и рудно-металлургических грузов. А среди грузоотправителей и грузополучателей – компании скандинавских стран, Японии, Китая, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии. И это притом что скандинавы, Японии и Южная Корея участвуют в антироссийских санкциях.

Как отмечает спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, предыдущий рекорд по объему транзитных грузов на СМП пришелся на 2021 год, когда транзитом было перевезено 2 млн тонн. В 2022 году из-за санкций произошло падение транзита на 90% – до 200 тыс. тонн. А в 2024-25 гг. объем транзитных грузов по СМП должен увеличиься, как минимум, на треть в сравнении с 2023 годом.

Что же касается итогов текущего года, «мы, – подчеркивает В. Панов, – имеем новый исторический рекорд по транзитному показателю на Севморпути». По оценке эксперта, растущий на СМП транзитный грузопоток «подтверждает международную востребованность Севморпути. Поэтому его рост (то есть увеличение грузопотоков по СМП – прим. авт.) важен и с точки зрения развития морского бизнеса».

Экономические и политические преимущества использования Севморпути и его дальнейшее технологическое развитие тесно переплетены друг с другом. Поскольку, как отмечает вице-премьер – полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, «СМП – это «самый короткий и самый экономичный транспортный коридор в арктической части земного шара. Он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне РФ», что, по оценке Ю. Трутнева, имеет стратегическую значимость в условиях внешнего санкционного давления.

К слову, КНР планирует использовать Севморпуть ввиду его очевидных преимуществ в качестве одного из основных маршрутов в торговле с Европой. В связи с чем примечательно мнение доктора экономики Цзинь Цаньжуна, директора Института международных отношений при Китайском народном госуниверситете: «Мы очень надеемся, что будет стабильным сообщение по СМП между Европой, Россией и Восточной Азией. Сейчас у нас есть путь из Южно-Китайского моря в Суэцкий канал и обратно».

Но, по оценке китайского эксперта, этот путь «очень опасен на фоне кризиса в Газе и политической ситуации в других регионах на этом маршруте. Потому мы надеемся, что СМП заработает в полной мере». Что тем более важно, поскольку Севморпуть, по словам Цзинь Цаньжуна, играет «ключевую роль в эффективном обеспечении» потребностей Китая и других азиатских стран в российском сжиженном природном газе.

Весьма важно и то, что с 2024 года, по словам вице-премьера РФ Александра Новака, по всему СМП будет введена круглогодичная навигация, что обусловлено, в том числе климатическими изменениями, сокращающими занятую льдами акваторию, примыкающую к Севморпути.

Круглогодичная навигация, безусловно, усилит экономико-географические преимущества этого трансконтинентального маршрута. А в более широком контексте – повысит международную востребованность СМП. Потому неудивительно, что по оценке информационно-аналитического агентства Турции «Аnadolu», «торговый потенциал Северного морского пути пользуется высоким спросом. И быстро увеличивается в геометрической прогрессии». Аналогичная оценка озвучена на портале «ИнфоБРИКС»: «Мировые традиционные цепочки поставок под угрозой: устранить ее может Россия, в том числе, ее арктический Севморпуть. Тем более, что только РФ обладает мощным атомным ледокольным флотом».

Словом, попытки Запада политически блокировать Северный морской путь терпят сокрушительное фиаско.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Леонид
10.01.2024 13:54
Уже растут "оффшорные" заявки на транзит через РФ - из-за событий в Красном море. Так что у СМП всё больше шансов.
Mist
02.01.2024 12:49
"Севморпуть незаменим. Мировой экономике не обойтись без России".
С чего бы это??? Сотни лет обходились, а тут бац и не обойтись. Многие просто забывают, или не хотят учитывать, что помимо экономики и различной прибыли, есть ещё и политика. Без неё никуда. Не будет принято политическое решение, к примеру по СМП, значит не будет никакой экономики, никакой выгоды и прибыли, ну в том масштабе, в котором кому то хочется. Ага.
Андрей
30.12.2023 19:41
ЮВА и Европа торгуют в полный рост! Транзит по СМП будет только расти с 2024г, причем резкими темпами))) Надо только сделать так, что британская страховка на СМП не будет действовать, а только российская)) Надоело врагов содержать!
Лорд
29.12.2023 22:48
СМП стал с 2022 года тупиковым из-за разрыва экономических связей Европы с Россией. Эта же участь постигла китайский Шёлковый путь.
Тем более мировым перевозчикам надо строить соответствующий арктическим условим флот. Поэтому СМП станет актуальным не ранее 2040-х годов.

Эксклюзив
27.05.2024
Максим Столетов
От Норвегии до Польши протянется антироссийская «стена дронов»
Фоторепортаж
24.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье проходит выставка, посвященная работе людей, глазами которых мы видим войну


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.