«Северный экспресс» идёт на Восток
Далеко идущие планы связаны с углублением переработки углеводородов. Участники форума отмечали, что Россия располагает несметными богатствами природного газа в мире и сибирского угля – одного из самых чистых на планете. Если наладить их правильную переработку, то наша страна могла бы получать гораздо больший доход, чем от продажи запасов недр.
Извлечение полезных веществ из газа и экологичный подход в применении угля могли бы многократно повысить эффективность энергетического комплекса страны, стать новым драйвером развития, освободить мощности перегруженных железнодорожных путей, снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Разработанные в нашей стране технологии переработки угля позволяют значительно снижать выбросы в атмосферу углекислого газа и золошлаковые отходы. Из четырёх-пяти тонн бурого угля мы могли бы получать одну тонну бездымного топлива под названием «Термококс», которое во много раз дороже обычного угля. Логика проста: прилично зарабатывая на экологичных ресурсах, государство может больше вкладывать в социальные программы, снизить налоги для населения и создать тысячи новых рабочих мест.
Однако, как считает генеральный директор Кузбасского технопарка Евгений Востриков, развитие углехимии сдерживается из-за того, что традиционное сырье даёт больше продукции и скорую прибыль. Её капиталоёмкость ниже, чем у угля. Но и из угля можно получать не только «Термококс» и традиционное топливо, но и, например, сорбент, который избавит от проблем с очистными сооружениями. Почему бы нам из переработанного угля не делать удобрения, краски, резину, аккумуляторы и многие другие материалы?
Газ, добываемый в Сибири, пользуется особым спросом потому, что в нём содержатся такие ценные компоненты как пропан, метан, бутан, тяжелые углеводороды и гелий, особенно востребованные и у нас в стране, и за её пределами. Благодаря дешёвому сырью, конкурентоспособной технологии переработки и хорошей логистике, мы могли бы вытеснить с рынка более дорогих производителей и занять ведущее место в международной торговле. В результате переработки традиционного природного газа высвобождается дешёвый сухой газ, на который можно было бы перевести отопление в Красноярском крае.
С ужесточением санкционных ограничений экспорт газохимической продукции становится особенно актуальным. Необходимо как можно быстрее наверстать упущенное: не только осваивать месторождения, но и ускорять создание газоперерабатывающих мощностей.
Обычным проектным финансированием с помощью банков задачу не решить. Государство должно взять на себя инициативу по привлечению предприятий, предложить меры поддержки, облегчить доступ к финансированию, обеспечить строительство новой инфраструктуры. Всё это предусмотрено в плане развития Сибирского федерального округа, подписанного в этом году премьер-министром Михаилом Мишустиным в числе первоочередных документов.
План предполагается реализовать в три этапа. Сначала (в 2023–2025 годах) будут запущены на полную мощность филиалы уже работающих компаний, а также инвестиционные проекты с высокой степенью готовности. На них завязано развитие инфраструктуры. С 2026 года начнётся пятилетка поддержки социального бизнеса и населения. В тридцатых годах проект выйдет на максимальную самоокупаемость и поток инвестиций от государства значительно снизится.
Правительственный план включает в себя развитие многих сфер экономики, в том числе добычу и переработку нефти, газа, угля; драгоценных и цветных и редкоземельных металлов, алюминия, лесозаготовку и переработку древесины.
Стратегия возрождения северных территорий основывается на советском опыте планирования и размещения производственных предприятий с учётом экономико-географических особенностей регионов. За счёт прибыли предприятий тогда строились жильё, больницы, школы, детские сады, клубы.
Нынешний план развития заброшенных территорий экономисты назвали «северным экономическим экспрессом», в основе которого строительство короткого пути по северным морям из Европы на Дальний Восток, о котором мечтал ещё Михайло Ломоносов.
Вопрос о важности такого маршрута, скрепляющего территории Севера, не раз поднимался в сталинское время. И.В. Сталин собирался соединить западную и восточную части страны тремя идущими параллельно железными дорогами – Транссибом, БАМом и Трансполярной железной дорогой. Они должны были пересекаться железными дорогами перпендикулярно с юга на север. В частности, на Ямал начали тянуть так называемый Северный широтный ход как ответвление Трансполярной железной дороги. На местах пересечений предполагалось возвести крупные населённые пункты. Из военных соображений «Великий северный железнодорожный путь» проходил под грифом «секретно» и назывался в документах «стройка 501». Силами заключённых было проложено 900 км железной дороги Чум- Салехард-Игарка. После ухода вождя народов строительство великого пути было остановлено. Некоторые историки связывают это с «хрущевской оттепелью». Однако причина гораздо глубже. В прошлом веке промышленность и технологии для строительства железных дорог были слишком трудоёмки и затратны. Возникали проблемы с доставкой техники и строительных материалов в зону вечной мерзлоты. Но даже если бы СШХ и построили 60 лет назад, то неизвестно, когда бы он окупился.
В наше время приступить к расширению пропускных способностей Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей побудили санкции. Без СШХ будет затруднена разработка Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского месторождений, а также освоение новых недр. Ключевую роль в возобновлении строительства северной железной дороги сыграл, безусловно, пуск завода «Ямал СПГ» в декабре 2017 года, который был задуман как экспортное предприятие. За рекордные сроки к Ямало-Ненецкому автономному округу подвели автомагистраль общей длиной в 2 545 километров.
Правительство Дмитрия Медведева планировало завершить стройку прошлого века уже в 2023 году. Тогда предполагалось, что СШХ будет использоваться для экспорта энергоресурсов на Запад. Вице-премьер Аркадий Дворкович перед отъездом за границу настоял на том, чтобы Северный широтный ход отдали в концессию Юрию Рейльяну, тому самому миллиардеру, который сорвал сроки исполнения проектов по расширению БАМа и Транссиба. Задания по Северному широтному ходу им тоже были провалены. Дело кончилось тем, что крутого бизнесмена арестовали в ноябре прошлого года. Но полномасштабная реализация проекта СШХ, обновлённого в наше санкционное время, так и не началась.
Стратегический и перспективный во всех отношениях проект с ориентиром на Восток много раз обсуждался на самом высоком уровне. Несколько раз чиновники приступали к его запуску, но в силу самых разных причин работы замораживались. В прошлом году их несколько раз пытались возобновить, но опять что-то пошло не так. Вопрос упёрся в заёмные средства.
Правительство Михаила Мишустина отказалось от привлечения концессионеров. С высоких трибун было заявлено, что теперь не частник, а государство берёт строительство стратегической транспортной артерии в свои руки.
Было решено, что инфраструктурные бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне. С помощью предложенного механизма и с участием крупных компаний запустить строительство Северного широтного хода поручили администрации Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
После реализации первого этапа проекта (он оценивается в 290 млрд рублей) к 2028 году пропускная способность транспортной артерии составит 14 млн тонн. Второй этап предполагает увеличение мощностей до 23,9 млн тонн. Но в деталях его реализация пока не проработана.
По новой железной дороге можно будет отправлять сжиженный газ и нефтепродукты в те территории, куда нет смысла тянуть трубопровод. Стратегическое значение этого мега-проекта трудно переоценить. Во-первых, он безопасен: до него не дотянутся сомалийские пираты, которые создают проблемы при доставке товаров в Азию через Суэцкий канал. Западные страны не смогут сорвать поставки наших грузов и обложить их завышенными пошлинами, потому что большая часть Севморпути проходит внутри территориальных арктических вод России. Индия и Китай напрямую заинтересованы в поставках энергоресурсов по Северному морскому пути и готовы заключить контракты на десятилетия вперед. Разведанных ископаемых хватит надолго. Так что проект окупится сторицей.
Ямало-Ненецкого округ располагает пятой частью одних только мировых запасов природного газа. Здесь добывается 80% от общего объема всего российского природного газа и 13% от всех извлекаемых запасов нефти.
С превращением Салехарда в один из самых крупных логистических центров вдвое вырастут объёмы энергоресурсов, поставляемых за рубеж, можно будет разрабатывать месторождения, ранее не осваивавшиеся из-за отсутствия железной дороги.
По расчётам специалистов, общенациональный ВВП с запуском северной железной дороги вырастет на 7-9% (на 70-90 млрд рублей). Эти деньги послужат хорошей поддержкой регионов России. Окончание строительства железной дороги особенно ждут на Ямале. Для региона СШХ обещает стать надёжным драйвером развития. А местные жители, наконец, дождутся возведения мостов через Надым и Обь, от которых напрямую зависит стабильность северного завоза. Можно будет забыть и о сложностях осенней и весенней распутицы. Ямал получит круглогодичную связь с Уралом и Северо-Западом России. Транспортная система страны выйдет к Северному морскому пути через порт Сабетта. Магистраль обеспечит сокращение сроков доставки и позволит экспортировать не только ямальский газ, но и товары широкой номенклатуры регионов всего Урала.
Соседи из республики Коми и Красноярского края тоже рады строительству СШХ. Для них это тысяча новых рабочих мест и увеличение загрузки Северной железной дороги. По Северному морскому пути уже к 2024 году готовы поставлять 20 млн тонн угля, добытого на Таймыре. Строительство и модернизация портов в Диксоне, Дудинке, Игарке и других населённых пунктах на протяжении Севморпути, которыми занимаются предприятия со всей России, а также подготовка судов арктического класса и ледоколов-атомоходов уже в ближайшее время позволят преобразить отдалённые регионы.
В прошлом году «Газпром» приступил к строительству (реконструкции) железнодорожного участка «Надым-Пангоды» протяженностью 109 км, который станет частью создаваемого Северного широтного хода. По нему пойдёт углеводородная продукция с газпромовских месторождений, а доставка грузов и персонала.
Хотя сроки строительства стратегически важного объекта по настоянию вице-премьера Марата Хуснуллина были перенесены, этап проектирования железнодорожной магистрали, как сообщили в пресс-службе губернатора ЯНАО, идёт по графику, проектные работы финансируются в полном объёме.
СШХ также вошёл в перечень инвестиционных проектов Уральского федерального округа. Уже согласовано выделение 70 млрд рублей на СШХ из Фонда национального благосостояния (ФНБ). К этим деньгам должны быть добавлены средства РЖД (181 млрд. рублей), 40 млрд от «Газпрома». Осталось найти ещё 147 млрд рублей.
Поиск дополнительных источников финансирования продолжается. Важно, чтобы он не затянулся и не стал очередной помехой на пути большой стройки. При желании можно, конечно, обойтись и без заёмных средств. Экономисты предлагают взять деньги на СШХ из Фонда национального благосостояния (ФНБ), либо провести ограниченную эмиссию, которая не несёт никаких рисков, поскольку, в первую очередь, позволит загрузить мощности металлургической отрасли, которой пришлось потерять прибыль из-за санкционного наката. В любом случае «сибирский экспресс» не должен оставаться на запасном пути, ибо от него во многом зависит рывок нашей страны в будущее.