С каждого – по справедливости
Мартовское интервью Владимира Путина РИА Новости, в котором он поддержал введение прогрессивной шкалы налогообложения, заинтриговало многих. Американское агентство Bloomberg поспешило «обрадовать» россиян, что в верхах обсуждают повышение НДФЛ с 13% до 15% для граждан с доходами от одного миллиона рублей в год и с 15% до 20% с тех, кто зарабатывает от пяти миллионов и выше.
Такие же цифры, кстати, называл и председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, уточнив, что это не окончательное решение.
То, что богатым надо делиться с бедными, ни у кого сомнений не вызывает. Остаётся открытым вопрос: кого сегодня считать бедными, а кого богатыми и зажиточными. Зарплата миллион рублей в год (чуть больше 83 тысяч рублей в месяц) и выше в крупных городах и на Севере для востребованных специалистов – теперь не редкость. Такие доходы, по статистике, получает примерно 15% населения, и заработки у многих продолжают расти, несмотря на опасения Центробанка, отвечающего за инфляцию. В прошлом году огромный скачок в доходах отмечался у представителей «синих воротничков» – квалифицированных рабочих и инженеров обрабатывающей промышленности, причём не только в оборонке. Росстат фиксировал среднюю реальную зарплату по стране в 73,7 тысячи рублей, а в декабре номинальная зарплата приблизилась уже почти к 104 тысячам рублей. Если сравнить заработки по отраслям, то можно найти оклады, превышающие средний уровень вдвое. В этом году контрактникам в зоне СВО и высококвалифицированным рабочим оборонных предприятий хотят повысить не только зарплату, но и социальные выплаты.
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец считает, что, скорее всего, правительство ввёдет в шкалу три процентных ставки: к ныне действующим 13% и 15% добавят еще одну – 20% при годовом доходе более 20 миллионов рублей в год.
Повышеный подоходный налог не должен быть конфискационным, чтобы не было смысла уходить в серую зону или изобретать инструменты по уклонению от уплаты. Богатые и так согласятся платить повышенные, но в разумных пределах, налоги. Их собираемость, скорее всего, не упадёт.
Противники повышения налогов для богатых напоминают, что попытки заставить бизнес платить повышенную ставку налога 35% с дохода (прогрессивная шкала налогообложения у нас существовала с 1992-го по 2000 год), ни к чему хорошему не привели. В конце прошлого и начале нынешнего века отток капитала из страны бил все рекорды, богатые придумывали схемы, чтобы не платить налоги, а в бюджете не хватало денег на неотложные нужды.
За несколько десятилетий ситуация коренным образом изменилась. Развитие технологий налогового администрирования в значительной мере обеспечило «обеление» экономики и рост собираемости налогов. Подавляющее число представителей бизнеса, как заявляют представители ФНС, сегодня прекрасно осознают, чем обернётся для них уклонение от уплаты налогов и стараются избегать сомнительных операций. Их отслеживает не только налоговая, но и Центробанк, Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу и другие ведомства. Быть может, потому крупный бизнес стал более сговорчивым. Если раньше до введения санкций не согласные с позицией государства вставали в позу и грозились вывезти российские активы в оффшоры, а капиталы разместить на счетах зарубежных банков, то теперь уводить деньги из страны осложняет не только законодательство, но и ограничения по международным транзакциям. Любые суммы, переведенные зарубежному банку под самые надёжные гарантии, наши недруги в любой момент без суда и следствия могут заморозить или присвоить. Как заметил Владимир Путин в интервью РИА Новости, теперь бизнес просит только о том, чтобы власти «определились с системой налогообложения, но не трогали её больше, чтобы она была стабильной».
С тем, что в стране назрело введение дифференцированной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), согласился президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. На недавней встрече с главой государства он предложил не «просто повысить ставки для относительно состоятельных людей», но и заодно и продумать возможность инвестиционных вычетов.
У РСПП, как сказал Шохин, есть свои соображения, как сделать эти вычеты более прозрачными, востребованными и действительно учитывающими не только инвестиции в основной капитал, но и в социальные проекты: в экологию, в территории присутствия, в социальные объекты. Раскрывать все карты перед телекамерой руководитель РСПП не стал, добавив лишь, что работа бизнеса во многом зависит от стабильности и предсказуемости налогообложения. А большое количество решений, «которые принимались как временные, но были продлены», никак этому не способствует.
Несмотря на некоторые издержки российская налоговая система, которую удалось отстроить за несколько десятилетий, в целом неплохо работает. Поступление налогов и сборов в бюджетную систему страны постоянно растёт. Вот и в этом году, по прогнозам ФНС, удастся собрать как минимум на 5,7 трлн рублей больше (казна получит 52,5 трлн рублей).
Несмотря на трудности с логистикой и усиление санкций вырастут нефтегазовые доходы, хорошо пополнят бюджет налоги на прибыль и НДС. А поступления страховых взносов, на которых держится Социальный фонд, отвечающий за медицину и всевозможные выплаты и пособия, на 14% превысит прошлогодний уровень и составят 12,1 трлн рублей.
Нашу налоговую систему отличает прозрачность и предсказуемость. Налоговики знают с кого и сколько можно взять, чтобы исполнить все заложенные в бюджете обязательства и при этом не зарезать курицу, несущую золотые яйца. В общем и целом уровень налоговой нагрузки на российскую экономику (без учёта нефтегазовых доходов) вполне сопоставим с аналогичным показателем развитых стран – порядка 28%, а с учетом страховых и таможенных платежей – более 40%.
Впрочем, в Минфине и ФНС признают, что в системе налогов и сборов не всё ещё отлажено: налоговая нагрузка на труд достаточно высока. Но за призывами снизить налогооблагаемую базу должно следовать чёткое понимание, за счёт чего компенсировать выпадающие доходы.
Нельзя в одночасье урезать страховые взносы, подвешенные к зарплате, не обеспечив соответствующих поступлений в Социальный фонд. Можно, конечно, и у нас, как в других странах, ввести «зарплатный минимум», необлагаемый налогами, но при этом мы сразу получим выпадающие доходы в триллионы рублей. Прежде чем что-либо менять, нужно все как следует просчитать. Но и оставлять всё как есть никто не собирается.
Несколько лет подряд депутаты разных фракций Госдумы вносили свои законопроекты по прогрессивному налогообложению. В прошлом году председатель думского комитета по социальной политике Ярослав Нилов, например, предлагал создать дифференцированную шкалу налоговых ставок с необлагаемым доходом в размере 30 тысяч рублей в месяц. И повышать налоги с заработков по нарастающей до 35% от суммы, превышающей 8,3 млн рублей в месяц. Но правительство его законодательную инициативу отклонило. В заключении на законопроект говорилось, что «на сегодняшний день система обложения НДФЛ позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ».
На фоне хаоса девяностых плоская шкала, упростившая исчисление, уплату и администрирование подоходного воспринималась прогрессивным шагом. Принято считать, что благодаря такому подходу до сих пор доля НДФЛ в консолидированном бюджете остаётся стабильной – 17%. При старой модели развития всех этих сборов хватило бы с лихвой. Но президент ставит новые, более амбициозные цели и задачи, на исполнение которых (с учётом непредвиденных обстоятельств в условиях СВО и ужесточением санкций) денег потребуется всё больше. Только на поддержку семей с детьми власти в течение шести лет должны направить 14 трлн рублей. Примерно столько же по самым скромным расчетам нужно будет найти и на другие поручения по итогам послания президента Федеральному собранию.
Фискальная система, как сказал Владимир Путин, «должна быть построена таким образом, чтобы давала большую отдачу для решения, прежде всего, социальных вопросов и задач, стоящих перед государством». Так может, не мелочиться и сразу обложить подоходным налогом богатых по максимуму, как в Швеции (61,85%) или в Дании?
На руках у датчан среднего достатка после расчётов с государством, как правило, остаётся половина получки (а у богатых и того меньше). Но и этих денег вполне хватает на безбедную и даже комфортную жизнь (средняя зарплата в Дании – 40 тыс. крон, или на наши деньги – 542 тыс. рублей в месяц). Вопросов к высоким налогам ни у богатых, ни у относительно небогатых граждан там не возникает, потому что они видят, что собранные государством деньги тратятся на строительство дорог, медицину (а она там на очень высоком уровне и практически бесплатная), бесплатное образование, высокие пособия для инвалидов, развитое соцобеспечение, комфортабельные дома для престарелых.
Первый элемент прогрессивной шкалы появился у нас в 2021 году, когда для россиян с доходами, превышающими пять миллионов рублей в год, ставка была поднята до 15%. При назначении такой ставки государство проявило осторожность. С дохода пять миллионов гражданин заплатит те же 13%, и только с того, что выше, вычитают 15%. В первый же год применения повышенной налоговой ставки сбор налогов не упал, а, наоборот, вырос: федеральный бюджет получил дополнительно 82,7 млрд рублей, и основной доход богатых от этого не пострадал. В 2022 году казна получила уже 149 млрд рублей, в 2023 году – 162 млрд рублей. С этого года повышенным НДФЛ будут облагать все виды доходов, полученных за год, превышающих пять миллионов рублей. В ближайшие три года, по расчётам Минфина, за счёт «налога на богатых» федеральная казна получит уже 570 млрд рублей. Дополнительные сборы по целевому назначению идут на лечение детей с редкими заболеваниями через фонд «Круг добра».
Повышенный сбор с доходов состоятельных граждан ничего не нарушил. Но пока основную лепту в пополнение Социального фонда, из которого, в частности, платятся пенсии и зарплаты медикам, по-прежнему вносят не богатые, а бедные. Чем выше отчисления государству, тем больше работодатель недоплачивает работнику.
Пришло время и нам переходить на полноценную прогрессивную шкалу подоходного налога, которая довольно широко распространена в мире, и не только в западных странах, но также в Китае и Индии. Во многих странах применяется и минимальный необлагаемый доход (обычно около 9000 долларов, или примерно 900 тыс. рублей, в год), защищающий бедных. У нас же НДФЛ не взимается только с пенсий и страховых выплат по здоровью или жизни, образовательных или научных грантов и стипендий, соцвыплат и пособий.
На первый взгляд, налоговые системы на Западе значительно ближе к идеалу справедливости, однако это не совсем так. Прогрессивная шкала далеко не всегда уменьшает социальное неравенство. Например, в США существует семь налоговых ставок – от 10% до 37%, причём доходы до 10 тыс. долларов налогом вообще не облагаются. При этом индекс неравенства в Америке за последние полвека никак не уменьшился, а за последние несколько лет даже вырос. Зато в Финляндии прогрессивная шкала прекрасно работает на сдерживание роста неравенства. Финны платят налоги с зарплат, пенсий, пособий и стипендий по шести ставкам и на жизнь не жалуются. Прогрессивное налогообложение хорошо работает не само по себе, а в совокупности с разными соцпрограммами, когда при назначении налоговых выплат учитывается положение домохозяйства, количество детей, занятость в целом (скажем, наличие нескольких мест работы и, соответственно, свободного времени и т.д.). Опыт финнов показал, что чем больше учтено социальных показателей, тем эффективнее борьба с неравенством. Таргетированный подход наши северные соседи применяют при выделении пособий с учётом реальных расходов их получателей. Бедных становится меньше, когда прогрессивная шкала сочетается с другими мерами, в том числе с перераспределением благ через бюджет в пользу малоимущих, включая льготы, пособия, налоговые вычеты и прочие меры.
Возможно, принцип такой модели в той или иной мере будет применён и у нас.
Главное при подготовке налоговой реформы не выплеснуть с водой ребёнка, справедливо рассчитать параметры для будущей прогрессивной шкалы. Ведь в бюджет, как заявил глава государства, «должны вкладываться те, кто больше зарабатывает». В основу новой налоговой политики, над которой, по словам президента, уже работает правительство, должны быть заложены открытость, предсказуемость и стабильность.
С очередной налоговой реформой не нужно спешить. Прежде нужно всё хорошенько просчитать и организовать широкое обсуждение. Важно чтобы изменения в Налоговый кодекс действительно соответствовали справедливости и были поддержаны обществом.
В Москве еще больше зарабатывают? Кто создал такое неравноправие в зарплатах? Благоприятные условия, цивилизация... . Аж мигранты напором ее берут.
На севере другие условия. Суровые климатические. Цены дорогие.
Намек на чей статус? Речь о каких специалистах? Если о в\с, имеющих ненормированный рабочий день, у которых частые отсутствия, длительные боевые учения? Нечего на них кивать и равняться. Попробуйте сами встроиться в такую жизнь. Большинство народа живет с дыркой в своем бюджете. Откуда у чиновников недвижимость дорогущая, она же, черт побери, у них и за границей. Заработали? Почему же большинству заработать невозможно?