Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
С каждого – по справедливости

С каждого – по справедливости

В России назрела налоговая реформа
Юрий Алексеев
28.03.2024
С каждого – по справедливости

Мартовское интервью Владимира Путина РИА Новости, в котором он поддержал введение прогрессивной шкалы налогообложения, заинтриговало многих. Американское агентство Bloomberg поспешило «обрадовать» россиян, что в верхах обсуждают повышение НДФЛ с 13% до 15% для граждан с доходами от одного миллиона рублей в год и с 15% до 20% с тех, кто зарабатывает от пяти миллионов и выше.

 

Такие же цифры, кстати, называл и председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, уточнив, что это не окончательное решение.

То, что богатым надо делиться с бедными, ни у кого сомнений не вызывает. Остаётся открытым вопрос: кого сегодня считать бедными, а кого богатыми и зажиточными. Зарплата миллион рублей в год (чуть больше 83 тысяч рублей в месяц) и выше в крупных городах и на Севере для востребованных специалистов – теперь не редкость. Такие доходы, по статистике, получает примерно 15% населения, и заработки у многих продолжают расти, несмотря на опасения Центробанка, отвечающего за инфляцию. В прошлом году огромный скачок в доходах отмечался у представителей «синих воротничков» – квалифицированных рабочих и инженеров обрабатывающей промышленности, причём не только в оборонке. Росстат фиксировал среднюю реальную зарплату по стране в 73,7 тысячи рублей, а в декабре номинальная зарплата приблизилась уже почти к 104 тысячам рублей. Если сравнить заработки по отраслям, то можно найти оклады, превышающие средний уровень вдвое. В этом году контрактникам в зоне СВО и высококвалифицированным рабочим оборонных предприятий хотят повысить не только зарплату, но и социальные выплаты.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец считает, что, скорее всего, правительство ввёдет в шкалу три процентных ставки: к ныне действующим 13% и 15% добавят еще одну – 20% при годовом доходе более 20 миллионов рублей в год.

Повышеный подоходный налог не должен быть конфискационным, чтобы не было смысла уходить в серую зону или изобретать инструменты по уклонению от уплаты. Богатые и так согласятся платить повышенные, но в разумных пределах, налоги. Их собираемость, скорее всего, не упадёт. 

Противники повышения налогов для богатых напоминают, что попытки заставить бизнес платить повышенную ставку налога 35% с дохода (прогрессивная шкала налогообложения у нас существовала с 1992-го по 2000 год), ни к чему хорошему не привели. В конце прошлого и начале нынешнего века отток капитала из страны бил все рекорды, богатые придумывали схемы, чтобы не платить налоги, а в бюджете не хватало денег на неотложные нужды.

За несколько десятилетий ситуация коренным образом изменилась. Развитие технологий налогового администрирования в значительной мере обеспечило «обеление» экономики и рост собираемости налогов. Подавляющее число представителей бизнеса, как заявляют представители ФНС, сегодня прекрасно осознают, чем обернётся для них уклонение от уплаты налогов и стараются избегать сомнительных операций. Их отслеживает не только налоговая, но и Центробанк, Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу и другие ведомства. Быть может, потому крупный бизнес стал более сговорчивым. Если раньше до введения санкций не согласные с позицией государства вставали в позу и грозились вывезти российские активы в оффшоры, а капиталы разместить на счетах зарубежных банков, то теперь уводить деньги из страны осложняет не только законодательство, но и ограничения по международным транзакциям. Любые суммы, переведенные зарубежному банку под самые надёжные гарантии, наши недруги в любой момент без суда и следствия могут заморозить или присвоить. Как заметил Владимир Путин в интервью РИА Новости, теперь бизнес просит только о том, чтобы власти «определились с системой налогообложения, но не трогали её больше, чтобы она была стабильной».

С тем, что в стране назрело введение дифференцированной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), согласился президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. На недавней встрече с главой государства он предложил не «просто повысить ставки для относительно состоятельных людей», но и заодно и продумать возможность инвестиционных вычетов.

У РСПП, как сказал Шохин, есть свои соображения, как сделать эти вычеты более прозрачными, востребованными и действительно учитывающими не только инвестиции в основной капитал, но и в социальные проекты: в экологию, в территории присутствия, в социальные объекты. Раскрывать все карты перед телекамерой руководитель РСПП не стал, добавив лишь, что работа бизнеса во многом зависит от стабильности и предсказуемости налогообложения. А большое количество решений, «которые принимались как временные, но были продлены», никак этому не способствует. 

Несмотря на некоторые издержки российская налоговая система, которую удалось отстроить за несколько десятилетий, в целом неплохо работает. Поступление налогов и сборов в бюджетную систему страны постоянно растёт. Вот и в этом году, по прогнозам ФНС, удастся собрать как минимум на 5,7 трлн рублей больше (казна получит 52,5 трлн рублей). 

Несмотря на трудности с логистикой и усиление санкций вырастут нефтегазовые доходы, хорошо пополнят бюджет налоги на прибыль и НДС. А поступления страховых взносов, на которых держится Социальный фонд, отвечающий за медицину и всевозможные выплаты и пособия, на 14% превысит прошлогодний уровень и составят 12,1 трлн рублей.

Нашу налоговую систему отличает прозрачность и предсказуемость. Налоговики знают с кого и сколько можно взять, чтобы исполнить все заложенные в бюджете обязательства и при этом не зарезать курицу, несущую золотые яйца. В общем и целом уровень налоговой нагрузки на российскую экономику (без учёта нефтегазовых доходов) вполне сопоставим с аналогичным показателем развитых стран – порядка 28%, а с учетом страховых и таможенных платежей – более 40%.

Впрочем, в Минфине и ФНС признают, что в системе налогов и сборов не всё ещё отлажено: налоговая нагрузка на труд достаточно высока. Но за призывами снизить налогооблагаемую базу должно следовать чёткое понимание, за счёт чего компенсировать выпадающие доходы.

Нельзя в одночасье урезать страховые взносы, подвешенные к зарплате, не обеспечив соответствующих поступлений в Социальный фонд. Можно, конечно, и у нас, как в других странах, ввести «зарплатный минимум», необлагаемый налогами, но при этом мы сразу получим выпадающие доходы в триллионы рублей. Прежде чем что-либо менять, нужно все как следует просчитать. Но и оставлять всё как есть никто не собирается.

Несколько лет подряд депутаты разных фракций Госдумы вносили свои законопроекты по прогрессивному налогообложению. В прошлом году председатель думского комитета по социальной политике Ярослав Нилов, например, предлагал создать дифференцированную шкалу налоговых ставок с необлагаемым доходом в размере 30 тысяч рублей в месяц. И повышать налоги с заработков по нарастающей до 35% от суммы, превышающей 8,3 млн рублей в месяц. Но правительство его законодательную инициативу отклонило. В заключении на законопроект говорилось, что «на сегодняшний день система обложения НДФЛ позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ».

На фоне хаоса девяностых плоская шкала, упростившая исчисление, уплату и администрирование подоходного воспринималась прогрессивным шагом. Принято считать, что благодаря такому подходу до сих пор доля НДФЛ в консолидированном бюджете остаётся стабильной – 17%. При старой модели развития всех этих сборов хватило бы с лихвой. Но президент ставит новые, более амбициозные цели и задачи, на исполнение которых (с учётом непредвиденных обстоятельств в условиях СВО и ужесточением санкций) денег потребуется всё больше. Только на поддержку семей с детьми власти в течение шести лет должны направить 14 трлн рублей. Примерно столько же по самым скромным расчетам нужно будет найти и на другие поручения по итогам послания президента Федеральному собранию. 

Фискальная система, как сказал Владимир Путин, «должна быть построена таким образом, чтобы давала большую отдачу для решения, прежде всего, социальных вопросов и задач, стоящих перед государством». Так может, не мелочиться и сразу обложить подоходным налогом богатых по максимуму, как в Швеции (61,85%) или в Дании? 

На руках у датчан среднего достатка после расчётов с государством, как правило, остаётся половина получки (а у богатых и того меньше). Но и этих денег вполне хватает на безбедную и даже комфортную жизнь (средняя зарплата в Дании – 40 тыс. крон, или на наши деньги – 542 тыс. рублей в месяц). Вопросов к высоким налогам ни у богатых, ни у относительно небогатых граждан там не возникает, потому что они видят, что собранные государством деньги тратятся на строительство дорог, медицину (а она там на очень высоком уровне и практически бесплатная), бесплатное образование, высокие пособия для инвалидов, развитое соцобеспечение, комфортабельные дома для престарелых.

Первый элемент прогрессивной шкалы появился у нас в 2021 году, когда для россиян с доходами, превышающими пять миллионов рублей в год, ставка была поднята до 15%. При назначении такой ставки государство проявило осторожность. С дохода пять миллионов гражданин заплатит те же 13%, и только с того, что выше, вычитают 15%. В первый же год применения повышенной налоговой ставки сбор налогов не упал, а, наоборот, вырос: федеральный бюджет получил дополнительно 82,7 млрд рублей, и основной доход богатых от этого не пострадал. В 2022 году казна получила уже 149 млрд рублей, в 2023 году – 162 млрд рублей. С этого года повышенным НДФЛ будут облагать все виды доходов, полученных за год, превышающих пять миллионов рублей. В ближайшие три года, по расчётам Минфина, за счёт «налога на богатых» федеральная казна получит уже 570 млрд рублей. Дополнительные сборы по целевому назначению идут на лечение детей с редкими заболеваниями через фонд «Круг добра». 

Повышенный сбор с доходов состоятельных граждан ничего не нарушил. Но пока основную лепту в пополнение Социального фонда, из которого, в частности, платятся пенсии и зарплаты медикам, по-прежнему вносят не богатые, а бедные. Чем выше отчисления государству, тем больше работодатель недоплачивает работнику. 

Пришло время и нам переходить на полноценную прогрессивную шкалу подоходного налога, которая довольно широко распространена в мире, и не только в западных странах, но также в Китае и Индии. Во многих странах применяется и минимальный необлагаемый доход (обычно около 9000 долларов, или примерно 900 тыс. рублей, в год), защищающий бедных. У нас же НДФЛ не взимается только с пенсий и страховых выплат по здоровью или жизни, образовательных или научных грантов и стипендий, соцвыплат и пособий.

На первый взгляд, налоговые системы на Западе значительно ближе к идеалу справедливости, однако это не совсем так. Прогрессивная шкала далеко не всегда уменьшает социальное неравенство. Например, в США существует семь налоговых ставок – от 10% до 37%, причём доходы до 10 тыс. долларов налогом вообще не облагаются. При этом индекс неравенства в Америке за последние полвека никак не уменьшился, а за последние несколько лет даже вырос. Зато в Финляндии прогрессивная шкала прекрасно работает на сдерживание роста неравенства. Финны платят налоги с зарплат, пенсий, пособий и стипендий по шести ставкам и на жизнь не жалуются. Прогрессивное налогообложение хорошо работает не само по себе, а в совокупности с разными соцпрограммами, когда при назначении налоговых выплат учитывается положение домохозяйства, количество детей, занятость в целом (скажем, наличие нескольких мест работы и, соответственно, свободного времени и т.д.). Опыт финнов показал, что чем больше учтено социальных показателей, тем эффективнее борьба с неравенством. Таргетированный подход наши северные соседи применяют при выделении пособий с учётом реальных расходов их получателей. Бедных становится меньше, когда прогрессивная шкала сочетается с другими мерами, в том числе с перераспределением благ через бюджет в пользу малоимущих, включая льготы, пособия, налоговые вычеты и прочие меры.

Возможно, принцип такой модели в той или иной мере будет применён и у нас. 

Главное при подготовке налоговой реформы не выплеснуть с водой ребёнка, справедливо рассчитать параметры для будущей прогрессивной шкалы. Ведь в бюджет, как заявил глава государства, «должны вкладываться те, кто больше зарабатывает». В основу новой налоговой политики, над которой, по словам президента, уже работает правительство, должны быть заложены открытость, предсказуемость и стабильность. 

С очередной налоговой реформой не нужно спешить. Прежде нужно всё хорошенько просчитать и организовать широкое обсуждение. Важно чтобы изменения в Налоговый кодекс действительно соответствовали справедливости и были поддержаны обществом.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Василь
31.03.2024 17:02
Разные ставки подоходных налогов делаются для перераспределения налоговой нагрузки с нищих и бедных на богатых. А не для набивания бюджета государства. Кроме того, существуют доходы, проходящие "мимо" НДФЛ. Например, у нас огромное число так называемых "самозанятых", которые вообще не платят подобных налогов. Да и капиталисты на подобных самозанятых срезают отчисления в фонды и прирезают себе доходы.
pavel
29.03.2024 18:29
Налоги? Прогрессивность? Надо бремя социальных налогов с работодателей снизить.
Хмурый
29.03.2024 2:40
А как насчет "каждому по справедливости"? Врачам, учителям? Военпенсам полную пенсию, да еще и с компенсацией удержанного в прежние годы, с процентами?
группа товарищей
28.03.2024 18:36
Как у нас все взаимосвязано. "Чубайсята"- задумали очередную "реформу" по электроэнергии... для населения по оплате за ЖКХ. Шаг влево или вправо- плати как предприятие или компания! Очередная тема- вытянутая из сундука. Годами идут разговоры по данному вопросу. Считаем что обеими ногами в Европе! Только там.... богатенькие платят совсем другие налоги.
читатель
28.03.2024 13:33
\Зарплата миллион рублей в год (чуть больше 83 тысяч рублей в месяц) и выше в крупных городах и на Севере для востребованных специалистов – теперь не редкость. Такие доходы, по статистике, получает примерно 15% населения\

В Москве еще больше зарабатывают? Кто создал такое неравноправие в зарплатах? Благоприятные условия, цивилизация... . Аж мигранты напором ее берут.
На севере другие условия. Суровые климатические. Цены дорогие.

Намек на чей статус? Речь о каких специалистах? Если о в\с, имеющих ненормированный рабочий день, у которых частые отсутствия, длительные боевые учения? Нечего на них кивать и равняться. Попробуйте сами встроиться в такую жизнь. Большинство народа живет с дыркой в своем бюджете. Откуда у чиновников недвижимость дорогущая, она же, черт побери, у них и за границей. Заработали? Почему же большинству заработать невозможно?
А-1
28.03.2024 11:27
Честно говоря при выводе из страны сотен миллиардов долларов ежегодно, арестов и пропаж тех сотен миллиардов резервов, разговоры о каких-то там налогах с кого-то носят вообщем какой-то абсурдный характер. Вы разберитесь для начала с реальным крупняком, с собственными проколами. Основные доходы страны это работа может несколько десятков, но может сотни наиболее крупных сырьевых компаний, в принципе достаточно контролировать только это (национализировать). То есть не содержать аппарат налоговой для бессмысленных побирательств каких-то бюджетников и прочей мелочевки (для отвода глаз), еще брать налог с кой-то бабушки торгующей семечками на рынке и тому подобное.

Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.