Рукотворное землетрясение
Добыча газа на месторождении Гронинген на севере страны в воскресенье 1 октября в 6 часов утра прекращена, сообщило голландское информационное агентство ANP. Таким образом, после 60 лет эксплуатации этого крупнейшего месторождения Европы его газ перестал поступать потребителям.
Это произошло в связи с тем, что местные жители постоянно жаловались на повторяющиеся землетрясения, причину которых связывают с интенсивной эксплуатацией почвы, очагами вакуума, образующимися при добыче газа из этого месторождения. Однако в правительстве заверили, что в исключительных случаях вентили могут быть вновь открыты в следующем году.
Гронинген, как свидетельствует американское агентство Bloomberg, с 1963 года является ключевым поставщиком газа в Европе, если не считать Норвегию. Даже спустя полвека в резерве остается около 450 миллиардов кубометров извлекаемых запасов газа стоимостью около триллиона долларов. Там, по данным одного из двух главных партнеров и операторов месторождения компании Shell, можно было бы добывать на 50 миллиардов кубометров в год больше, чем в настоящее время.
Ранее комиссар Европейского союза по внутреннему рынку Тьерри Бретон заявлял, что Нидерландам следует пересмотреть решение о закрытии Гронингена. На ее власти также оказывали давление из других государств ЕС. Но правительство Нидерландов проигнорировало эти требования и все-таки закрутило газовый вентиль.
Сделали это в Нидерландах, конечно, не от хорошей жизни.
Поставки газа в Европу приносили стране огромную прибыль. По данным газеты Het Financieele Dagblad, с поправкой на инфляцию это месторождение принесло прибыль в общем объеме 428 миллиардов евро. Из этой огромной для маленькой страны суммы за последние 60 лет государство получило 363,7 миллиарда евро.
Если до Второй мировой войны Голландия была среднеразвитой страной по западноевропейским меркам, но в 1960-1970-е в результате открытия гигантских нефтегазовых месторождений она стала одним из лидеров региона по ВВП на душу населения. Огромные доходы спровоцировали даже целый феномен, который экономисты окрестили «голландской болезнью». Курс гульдена укреплялся, что негативно сказалось на развитии других отраслей экономики страны, которые захирели. Но все же, все 70-80-е годы экономический рост в Нидерландах продолжался активно, а наличие собственных запасов нефти и газа спасло страну от топливного кризиса, поразившего Европу после бойкота ОПЕК в 1973 году. В результате интенсивного использования к 2013 году месторождение было исчерпано почти на три четверти, но даже в таком виде оставалось вторым действующим в Европе по своим запасам.
Однако постепенно стало выясняться, что выкачивание топлива из недр, вызывающее образование пустот, оборачивается экологической катастрофой. Первые небольшие подземные толчки были зафиксированы в Гронингене еще в 1986 году. С тех пор произошли сотни землетрясений. Большинство из них небольшие – их можно определить лишь с помощью приборов. Но в 2012 году в этом районе землетрясение было силой 3,6 балла, которое натворило немало бед. В результате местные жители подали тысячи претензий о возмещении ущерба за поврежденную недвижимость. Из 327 000 находящихся в этом регионе домов, по меньшей мере, 127 000, по данным Гронингенского института оценки ущерба от добычи ископаемых, были повреждены. С 2012 года свыше 3 300 зданий в провинции снесли, так как из-за подземных толчков они стали небезопасны для проживания.
В результате с 2014 года голландское правительство было вынуждено ужесточить правила добычи на месторождении, вводя все новые ограничения.
В результате объем добычи газа сократится с 54 миллиардов кубометров в 2013 году до 4,5 миллиарда в 2022 году. В 2019 году премьер-министр Марк Рютте принес публичные извинения в парламенте, однако, как свидетельствует Bloomberg, в адрес нидерландских властей до сих пор звучат обвинения «в бездушном отношении к жалобам и в алчном стремлении загребать деньги».
Агентство приводит рассказ 69-летнего Альберта Хейдема, который возглавляет местную группу активистов, ведущую борьбу против «несправедливости», с которой сталкиваются жители Гронингена. По его словам, его дом в Аппингедаме «разломился пополам», но Хейдема до сих пор так и не дождался официального решения о сносе.
«Землетрясения не дают нам спокойно жить, — рассказал он журналистам. — По ночам я просыпаюсь от любого звука. Я чувствую себя в опасности в собственном доме».
Совместно с оператором месторождения NAM, принадлежащем Shell и Exxon Mobil, правительство было вынуждено выплатить жителям провинции компенсации на 1,65 миллиарда евро. Но это лишь малая доля того, что люди требуют. Как сообщают СМИ, общий объем компенсаций составит €22 млрд в течение следующих 30 лет. В итоге еще в прошлом году вместо увеличения добычи газа Нидерланды в целях обеспечения энергобезопасности сняли ограничения на угольные электростанции, против которых энергично боролся одержимый «зеленой повесткой» ЕС, и удвоили импорт сжиженного природного газа, чтобы пополнять газовые хранилища.
В 2023 году парламентское расследование пришло к выводу о том, что правительство недооценивало последствия рукотворной сейсмической активности для провинции. В расследовании отмечалось, что окружающей среде был нанесен значительный урон, при этом повреждения получили тысячи домов.
После этого премьер-министр Марк Рютте признал «болезненные выводы» расследования и распорядился остановить работу к 1 октября 2023 года, что сейчас и произошло.
Однако для ЕС в целом прямого ущерба закрытие Гронингена в ближайшей перспективе вряд ли нанесет. В последние годы месторождение функционировало в минимальном режиме, и для европейского рынка потеря 4-5 млрд кубометров в год судьбоносной не окажется, тем более, как бодро отрапортовал Брюссель, хранилища газа в ЕС уже заполнены за счет СПГ. Но удар все равно чувствительный.
Ведь перспективы более чем туманны. Гронинген мог бы давать 20-25 млрд кубометров в год на протяжении еще многих лет, если не десятилетий, и тем самым стабилизировать предложение на европейском рынке. Его отсутствие означает, что европейцам придется в еще большей степени полагаться на внешних поставщиков — США, Катар и Алжир. А это значит, и цены на европейском газовом рынке неизбежно будут снова расти.
Так что при известии о закрученном вентиле в Нидерландах в США уже с радостью начали потирать руки. Ведь даже не наращивая объемы поставок, там можно будет увеличивать прибыли.
К тому же американской сланцевой отрасли срочно необходимы приливы финансовых средств. Чтобы расплатиться с долгами перед банками, многие компании обанкротились, а потому, чем меньше у Европы будет собственного газа, тем будет лучше для США.
В этой связи на фоне закрученного 1 октября вентиля в Гронингене отказ Европы от дешевого трубопроводного газа из России в любом случае ставит старый континент в еще более тяжелое положение. Избавившись от мнимой «зависимости от России», она оказалась вынужденной платить теперь дороже за СПГ из США. Что ж, за что боролись, на то и напоролись.
Ну, а если добычу газа в Гронингене все же возобновят в связи с дефицитом энергоресурсов в Европе, то тогда, как пишут СМИ, власти Нидерландов рискуют столкнуться с массовыми протестами населения.
В России же все обстоит ровно наоборот. Как сообщил ТАСС, в октябре Госдума примет закон о расширении экспорта СПГ с северных месторождений. Речь идет о 36 месторождениях «Роснефти» на Ямале, в Красноярском крае и Ненецком автономном округе. Так, в арктических регионах должны появиться новые производства по сжижению природного газа.