Россия зеленеет?
Более 300 предпринимателей и экспертов из 14 стран обсуждали на IV Международной конференции «Развитие возобновляемой энергетики на Дальнем Востоке России» в Якутске проблемы зеленой энергетики, перспективы отрасли и необходимые меры по ее поддержке. В рамках конференции состоялся российско-швейцарский семинар «Развитие энергоэффективных технологий в области энергетики, ЖКХ, и промышленности. Европейский опыт». Участники конференции искали новые подходы к реализации возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в нынешних экономических условиях, делились опытом внедрения передовых технологий, предлагали меры по развитию инфраструктуры и законодательному регулированию отрасли.
Год от года интерес к этой конференции растет, поскольку Якутия лидирует в использовании солнечной энергии на Дальнем Востоке России. В республике уже действует 13 солнечных электростанций (СЭС) совокупной мощностью 1335 кВт и две экспериментальные ветроустановки. Экономия в денежном эквиваленте составляет более 11,5 млн рублей в год.
Суровый климат Крайнего Севера и обширная территория с труднодоступными населенными пунктами заставляет руководство республики искать доступные альтернативные источники энергетики.
В некоторых населенных пунктах стоимость одного киловатт-часа электроэнергии составляет 5-6 долларов США, а стоимость строительства одной солнечной станции мощностью 1 МВт равна 150-160 млн рублей, срок окупаемости 6-7 лет. Только одна солнечная электростанция в одном из удаленных поселков в Верхоянском улусе позволила за зиму сэкономить около 300 тонн дизельного топлива и обеспечить дома теплом и светом, а также улучшить экологию окружающей среды.
Развивается в Якутии и ветроэнергетика. В дни работы конференции делегация японской компании Komaihaltec побывала в поселке Тикси, в самом северном населённом пункте республики, где находится испытательная площадка под будущие ветроустановки мощностью 1 МВт.
Министр ЖКХ и энергетики республики Алексей Колодезников рассказал о финансовой стороне этого вопроса: «Мы хотим, чтобы ветропарк был построен за счет японской стороны и поселок Тикси был использован в качестве испытательного полигона в условиях Крайнего Севера". По оценке экспертов, стоимость ветроустановок более 400 млн рублей, срок окупаемости составит 5-7 лет.
Японцы считают природные условия в районе Тикси практически идеальными для испытаний ветропарка. Порывы ветра здесь достигают 35 м/с., а среднегодовая скорость ветра составляет 5,8 м/с, а многие ветряные электростанции начинают вырабатывать энергию уже при скорости 2 м/с. Энергия ветра в Тикси круглогодично неисчерпаема.
В дальневосточном регионе ветровая генерация развивается также на Камчатке и на Сахалине. Так, осенью прошлого года с помощью японской правительственной организации по разработке новых энергетических и промышленных технологий (NEDO) на Камчатке введен в строй крупнейший на Дальнем Востоке ветроэнергетический комплекс в поселке Усть-Камчатск. Комплекс состоит из трех ветроэнергетических установок (ВЭУ) японского производства, суммарная мощность которых – 900 кВт.
Прогнозируется, что после сдачи в коммерческую эксплуатацию объект возобновляемой энергетики будет ежегодно вырабатывать более 2 000 000 кВт-ч, частично заместив выработку дизельной электростанции поселка, что позволит экономить более 550 тонн топлива. В дальнейшем планируется строительство еще 7 ветроустановок, в результате чего мощность комплекса достигнет 3 МВт. Оборудование предоставлено японской компанией на безвозмездной основе, с тем, чтобы испытать технологии работы в холодном климате.
Комплексная программа внедрения технологий возобновляемой энергетики на Дальнем Востоке включает строительство свыше 170 объектов суммарной мощностью 120 МВт.
Во всем мире интерес к ВИЭ растет очень быстро, особенно в Азии, Европе и США. Ключевые преимущества возобновляемой энергетики – неисчерпаемость и экологичность, способствуют динамичному развитию зеленой энергетики.
В 2014 году на ВИЭ пришлось почти 60% новой установленной мощности в электроэнергетике. С учетом гидроэлектростанций (ГЭС) возобновляемая энергетика обеспечивала 27,7% всей установленной мощности в мире и 22,8% всей выработки электроэнергии. Без учета ГЭС на ВИЭ пришлось 6,2% выработки электроэнергии, из них половина была обеспечена с использованием ветроэнергетики.
По данным консалтинговой компании Bloomberg New Energy Finance (BNEF), ситуация меняется стремительно: в 2009 году правительства разных стран мира выделили 43-46 млрд долларов на поддержку ВИЭ (солнечная, ветряная, биоэнергетическая промышленность), а в 2008 году на поддержку добычи полезных ископаемых и развитие ТЭК и промышленности, связанной с невозобновляемыми источниками энергии, – более чем в 10 раз больше (557 млрд долларов).
Прошедший год стал рекордным для возобновляемой энергетики, как по объему инвестиций, так и по показателям построенных мощностей в ветро- (64 ГВт) и солнечной энергетике (57 ГВт), пишут «Ведомости» со ссылкой на Bloomberg New Energy Finance.
Совокупная установленная мощность ветряных электростанций в мире в прошлом году превзошла мощность атомных.
В ЕС и США ветроэнергетика заняла первое место по объему введенных мощностей среди всех типов генерации. Возобновляемая энергетика обеспечила 32,5% потребления электроэнергии в Германии (против 27,3% в 2014 году). В Дании ветроэнергетика покрыла 42% потребления (в 2014 году – 39,1%).
Кроме того, зеленая энергетика быстро дешевеет. Уже в прошлом году, по данным инвестиционного банка Lazard, на рынке США энергия ветра и даже солнечная энергетика промышленного масштаба стали самыми дешевыми способами производства электричества даже без учета государственных субсидий. Конкурировать с ними может лишь комбинированная газовая генерация (парогазовый цикл).
Впервые за всю историю электрокомпаниям в США стало выгоднее вкладываться в проекты возобновляемой энергетики, а не традиционной топливной. Таким образом запустился самовозобновляемый цикл: чем больше строится проектов возобновляемой энергетики, тем меньше используются электростанции, работающие на газе и угле. Чем меньше используются последние, тем дороже становится энергия, которую они производят. Чем дороже становится «топливное» электричество, тем больше строится солнечных и ветряных проектов.
Аналогичная ситуация и в других странах. В Великобритании, Германии и Испании энергия ветра в прошлом году также стала самым дешевым видом энергии. Два года назад солнечная и ветряная генерация составляли всего 5% американского рынка, но эта цифра растет в геометрической прогрессии.
В Германии политика «Энергетической революции» Ангелы Меркель, которая сосредоточена на постепенной замене ядерной и углеводородной энергетики возобновляемыми источниками, привела к ощутимым достижениям. В середине мая этого года на пике производительности объекты возобновляемой энергетики Германии произвели 45,5 ГВт электроэнергии при совокупной энергопотребности страны в 45,8 ГВт.
По оценке аналитиков Bloomberg New Energy Finance, события вроде этого напоминают, что скоро мы можем столкнуться с проблемой перепроизводства энергии, и в долгосрочной перспективе это может повлечь за собой бум развития технологий хранения энергии. Хотя Германия показала 100% обеспеченность энергией на пике, но производство солнечной и ветряной энергии нестабильно, поэтому еще долгое время и при отсутствии развернутой системы хранилищ постоянная 100% обеспеченность со стороны ВИЭ без страховки в виде ТЭЦ или АЭС будет невозможна.
«Нынешний опыт распространения ВИЭ интересен не только с точки зрения трансформации энергетики, но и в плане понимания подходов к организации индустриально-технологического развития, - так считает Владимир Сидорович, директор Института энергоэффективных технологий в строительстве. В современном затоваренном мире развитые страны планомерно создают новые точки роста. Они расширяют экономическое поле, обеспечивают рост богатства и занятости.
Несмотря на бум нефте- и газодобычи в США, только в солнечной энергетике в 2015 г. было создано больше рабочих мест, чем во всем нефтегазе, включая его трубопроводный сектор. Технологии ВИЭ превратились в крупную статью экспорта товаров и услуг. Китайский бизнес строит ветряные электростанции в Мексике, американский – солнечные в Индии.
Возобновляемую энергетику, в частности производство и использование биотоплива, государства поддерживают путем сдерживания тарифов, а также кредитами и сертификатами в области ВИЭ, налоговыми кредитами, денежными грантами и другими прямыми субсидиями. Однако правительства не идут дальше и не используют более глубинные способы поддержки возобновляемой энергетики, например, как поддержка фермеров и др.
Одна из причин незначительной поддержки возобновляемого сектора энергетики заключается в том, что многие инвесторы обеспокоены тем, что ВИЭ не могут быть эффективными без поддержки государства.
Правительства разных стран поддерживают зеленую энергию для того, чтобы уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу и увеличить топливную безопасность страны.
Возобновляемая энергетика уже выросла из категории «альтернативной» и превращается в один из секторов энергетического рынка, на котором она становится конкурентоспособной и приобретает все больший вес. Кроме того, инвестиции в проекты традиционной топливной энергетики становятся все более рисковыми.
Существенные перемены на энергетическом рынке ожидаются с ростом выпуска электрических автомобилей. Их массовое появление может обрушить нефтяные рынки в следующем десятилетии.
В течение следующих 2 лет компании Tesla и Chevy планируют начать продавать электрические автомобили, способные проезжать на 1 зарядке более 320 километров по цене около 30 тысяч долларов США. Компании Ford, Volkswagen, Nissan и BMW инвестируют миллиарды долларов в эту отрасль. Почти каждый автопроизводитель – даже Apple и Google – работают над новым поколением электрических автомобилей.
Игроки на нефтяном рынке имеют другую точку зрения. Например, ОПЕК считают, что электрокары и подключаемые гибриды занимают всего 0,1% мирового рынка новых автомобилей и будут составлять всего лишь 1% от их общего числа к 2040 году. Похожий прогноз делает компания Exxon. Точно так же пренебрежительно наш Газпром оценивал перспективу сланцевой революции и сильно ошибся.
Однако, по оценке экспертов, все технологические прорывы обычно вызывают быстрый рост спроса в форме S-образной кривой, как это было в свое время с холодильниками, цветными телевизорами, компьютерами и мобильными телефонами. Почему электрические автомобили, похоже, не станут исключением.
Один электрокар снижает спрос на нефть в объеме около 15 баррелей нефти в год, как подсчитали аналитики из Bloomberg New Energy Finance. Даже несмотря на низкие цены на бензин в прошлом году, продажи электрических автомобилей выросли по всему миру на 60%.
Если данный темп роста продолжится, снижение глобального спроса на нефть на 2 млн баррелей в день, необходимое для обвала нефтяных котировок может произойти уже к 2023 году. Конечно, время появления новых технологий и их массовое распространение предсказать сложно, однако не считаться с этой возможностью неразумно.
Эксперты прогнозируют, что к 2040 году 50% всех автомобилей будут иметь электрические двигатели. По их оценке, 2020-е годы станут десятилетием расцвета электрокаров.
Этому поспособствует значительное снижение цен на электрические транспортные средства. Так, в прошлом году стоимость производства аккумуляторов удалось снизить на 35 %.
В ближайшие 6 лет электрокары сравняются по цене с автомобилями, использующими традиционные двигатели внутреннего сгорания. В результате «зеленые» модели выйдут на массовый рынок. Но далеко не все согласны с такими оптимистичными прогнозами, у многих скептиков есть для этого свои основания.
В России электрических автомобиле пока мало, проект производства отечественного гибридного «ё-мобиля» два года назад закрыт из-за финансовых трудностей, но прошлым летом правительство разрешило владельцам автозаправочных станций оборудовать свои АЗС зарядными колонками и оказывать услуги по подзарядке транспортных средств с электродвигателями.
Развитие возобновляемой энергетики в России предусмотрено Энергетической стратегией России на период до 2030 года (ЭС-2030), принятой в 2009 году. Тогда было признано, что на момент разработки стратегии Россия была "практически не представлена на мировом рынке энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии".
В разрабатываемой стратегии до 2035 года говорится о смягчении диспропорций, связанных с доминированием в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов углеводородного топлива и малым удельным весом нетопливных энергоресурсов (энергия атомных электростанций, возобновляемых источников энергии).
На начало этого года совокупная установленная мощность в России по всем видам генерации составляла 225 ГВт, из них лишь 1% (по некоторым оценкам, 0,5%) приходится на долю ВИЭ, в том числе 0,6% – биомасса, 0,3% – малые ГЭС, 0,1% – ветряная, солнечная электроэнергетика и геотермальные источники.
Всего в России действует 124 крупных энергетических генерирующих объекта, работающих благодаря использованию ВИЭ. Их общая мощность составляет 2,3 гигаватта, при этом не учитываются локальные электростанции, в том числе для обеспечения небольших поселков и объектов. Три года назад российское правительство постановило, что доля зеленой энергетики на оптовом рынке должна составить 2,5%, или около 6 ГВт, к 2020 году. В 2009 году к этому сроку объем зеленой энергетики в России планировалось увеличить до 4,5%.
В начале прошлого года правительство решило поддержать ВИЭ на розничном рынке. Механизм поддержки распространяется на объекты зеленой энергетики, использующие биогаз, биомассу, свалочный газ, энергию солнца, ветра, и на малую гидроэнергетику.
Ежегодно проходит отбор ветровых электростанций, солнечных электростанций и малых ГЭС, которые могут заключить договоры на поставку мощности, гарантирующие возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей.
Возобновляемая энергетика развивается не только на Дальнем Востоке России. Так, ВИЭ в Крыму к концу 2017 года займут 50% от общей мощности выработки энергии. Для этого в республике будет запущена еще одна солнечная станцию общей мощностью 110 МВт и проведена реконструкция существующих ветроэлектростанций. Общая мощность ВИЭ достигнет около 500 МВт, что составит 50% от общей мощности.
Минэнерго РФ в ближайшие 20 лет планирует в 10 раз увеличить производство электрической энергии на основе возобновляемых источников электроэнергии. При этом до 2024 года на энергетическом рынке России появятся ВИЭ мощностью 8-10 гигаватт (ГВт).
Появляются и перспективные научные разработки. В Екатеринбурге ученые планируют разработать первые опытные образцы пластичных солнечных батарей нового поколения к 2018 году. Первая партия материала для солнечных батарей уже готова, она будет тестироваться на протяжении 2-3 месяцев в Шотландии, поскольку в России пока нет необходимых сертифицированных лабораторий. Новые солнечные батареи будут гораздо более эффективными и доступными по цене. Аналогов уральской технологии пока нет.
Возобновляемые источники энергии лидируют по темпам роста в глобальном энергетическом секторе. Быстрее всех развивается фотогальваническая солнечная энергетика. В период с 2004 по 2012 год среднегодовой темп прироста мощности фотогальванических солнечных электростанций составил 63,0%. По объему установленной мощности лидируют Германия, Италия, США, Китай и Япония.
На втором месте по темпам роста находится ветроэнергетика. В этой отрасли среднегодовой темп прироста мощности на рассматриваемом отрезке времени составил 24,8%. Лидерами по объемам установленной мощности стали Китай, США, Германия, Испания и Индия.
Россия пока отстает от многих стран в темпах внедрения ВИЭ, а также, что гораздо опаснее, в развитии собственных альтернативных энергетических технологий. Причина в том, что в нашей стране на основе предшествующего опыта развития сложилось устойчивое убеждение в том, что наши запасы ископаемого топлива практически неисчерпаемы и энергетический кризис в России невозможен.
А потому правительство РФ, как видно из Энергетической стратегии, не верит в скорое наступление конца эпохи углеводородов и не особо спешит с «зеленой революцией».