Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Расходы ужимать придется…

Расходы ужимать придется…

Закон о федеральном бюджете на 2021 г. принят Госдумой в первом чтении
Иван Полетаев
10.11.2020
Расходы ужимать придется…

Еще летом чиновники Минфина заявляли, что ближайшие три года будут непростыми: цена на нефть вряд ли восстановится, а пандемия еще даст о себе знать и в этом, и в следующем году. Хочешь не хочешь, а расходы ужимать придется. Так что работа над бюджетом кипит и в правительстве, и в парламенте. Закон «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов» принят Госдумой в первом чтении, однако…

В том, что дыра в бюджете на нынешний год превысила 4,1 трлн рублей, никто не виноват. Все расходы неотложные и вынужденные. Только за первое полугодие финансовая поддержка медицины, по данным Счетной палаты, выросла вдвое. Пандемия заставила государство направить в регионы 1,4 трлн рублей, то есть в 1,6 раза больше обычного. На поддержку населения (антикризисные меры) пошло 1,2 трлн рублей. А налогов и пошлин на экспортные товары в казну поступило намного меньше, чем раньше.

Чтобы не обрушить рубль и избежать дефолта, по подсчетам Минфина, за предстоящую трехлетку нужно будет сэкономить почти пять триллионов рублей.

Первоначально в списке тех, кого коснется сокращение расходов, силовики не значились. Но осенью Минифин вдруг предложил урезать финансирование и армии, и полиции, и Росгвардии. Служивых решили не сокращать, но число начальников, получающих повышенные зарплаты, скорее всего, придется уменьшить. Вдобавок к этому 100 тысяч военнослужащих могут перевести на гражданские должности и увеличить пенсионный возраст для большинства профессиональных военных, ужесточить требования для получения льгот по «военной ипотеке» и т.д.

Чиновники готовы хоть завтра распространить сокращение льгот и на другие силовые ведомства. Их, как и военных, хотят лишить части привилегий, уволить или перевести в гражданский штат до 10% личного состава. В Минфине предлагают пойти еще дальше и в целях экономии затрат слить с МВД Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН), Государственную фельдъегерскую службу (ГФС) и Федеральную службу судебных приставов (ФССП).

Напомним, что подобную оптимизацию задумывали и в отношении Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медицинского страхования, но идея слияния не прошла. Правительство лишь согласилось сократить довольствие этих фондов, то есть расходы на административные нужды. Пенсии и другие социальные выплаты никто трогать не посмел.

При обсуждении предложений Минфина депутаты Госдумы напомнили чиновникам, что подобные сокращения уже были и раньше. В 2012 году миграционную службу и Госнаркоконтроль слили с МВД, большинство сотрудников вывели за штат, а потом переназначили на гражданские должности с понижением окладов. Помогло ли это навести порядок с мигрантами, уменьшилось ли число наркоманов?

Военные не могут забыть тотальную оптимизацию армии при министре Сердюкове, которой в итоге заинтересовался Следственный комитет. Мы до сих пор пожинаем плоды «оптимизации» образования и здравоохранения, которую потом и раскритиковали сами же реформаторы, свалив вину на крайнего – муниципальную власть. К новой оптимизации министру финансов парламентарии посоветовали подходить более осторожно и взвешенно.

Несмотря на ожидаемый дефицит (2,4% ВВП) чиновникам придется продолжать выделять деньги на антикризисную поддержку граждан и отдельных отраслей и при этом финансировать Общенациональный план по восстановлению экономики, вкладывать средства в достижение определенных президентом национальных целей развития.

Чтобы восполнить финансовый пробел, проще всего было бы пустить рубль в свободное плавание. Однако ослабление национальной валюты ударит по простым гражданам, зарплаты им не поднимут, а инфляция взлетит вверх. Такой вариант ни парламент, ни правительство нынче не устраивает.

Между тем Счетная палата нашла в проекте федерального бюджета на 2021-2023 гг. приличную сумму – 2 трлн рублей – без обоснований и расчетов, хотя расписывать каждую копейку – обязательное требование к финансовому документу.

Через неделю после принятия Госдумой в первом чтении проекта федерального бюджета Минфин переписал его расходную часть, обосновав 639 поправок, с помощью которых за три года предлагается перераспределить около 3,5 трлн. рублей. В результате, как сообщили журналистам в финансовом ведомстве, пришлось доработать все федеральные и национальные проекты, уточнить результаты, цели, направление ассигнований.

Но как ни перекладывай деньги из кармана в карман, больше их от этого не станет. Так что от дефицита бюджета никуда не деться. Чтобы не нарушать финансовое равновесие, государство планирует экономить, отложить инвестиционные расходы на будущее.

Длинные ножницы секвестра подрежут расходы уже в 2021 году более чем на 2 трлн рублей. Под сокращение попадут даже взлелеянные правительством национальные проекты. В среднем расходы на все нацпроекты за три года уменьшат на 7,7%, гораздо меньше денег государство потратит на инвестиции (в том числе инфраструктурные), что, как предупреждают экономисты, аукнется на частных вложениях.

Как это ни печально, но государству придется ужимать расходы на развитие национальной экономики (информатика, телекоммуникации дороги, транспорт), здравоохранение и образование, НИОКР получат меньше средств. Эксперты МГУ в отзыве на проект закона о бюджете предупреждают, что снижение инвестиционных (в том числе инфраструктурных) расходов бюджета вызовет «цепную реакцию сокращения частных вложений» в экономику. Минфин соглашается, но расходы все равно урезает.

Закрывать бюджетный дефицит государство по-прежнему будет в основном за счет заимствований. Счетная палата посчитала, что покрыть дефицит казны можно было бы за счет ОФЗ (облигаций федерального займа). Только спрос на них сегодня небольшой. Аукционы из-за коронавируса в этом году срывались. Минфин смог покрыть заимствованиями дефицит бюджета. Да и желающие скупить долги у государства по сходной цене что-то тоже не торопятся на аукционы.

Почему бы не пополнить казну за счет налогов на богатых? Настал самый подходящий для этого момент. Об этом говорят сегодня даже завзятые либералы – экономисты Высшей школы экономики.

Они предлагают повысить подоходный налог до 20-24 процентов с доходов тех, кто зарабатывает свыше 12 и 24 миллионов рублей в год, а также вернуться к ставке в 24 или даже 30 процентов налога на прибыль.

В отзывах на проект бюджета на трехлетку комитет по бюджету Госдумы предложил отказаться от государственных программ как основы бюджетного планирования, потому что счел их неэффективными. В последний момент идеи комитета по бюджету и налогам исчезли из проекта постановления Государственной думы о принятии закона о бюджете в первом чтении. Депутаты сочли, что больше вопросов вызывают не госпрограммы, а сам Бюджетный кодекс. За последнее время принято более 130 законов, регулирующих бюджетные взаимоотношения, включая и его новую редакцию, а общее число поправок превысило уже несколько тысяч.

Чтобы бюджетные деньги тратились с большей отдачей, академик РАН Сергей Глазьев предложил идею «двойного бюджета», который хорошо прижился в Китае. Суть его в том, что источником государственных расходов становятся две кубышки: непосредственно федеральный бюджет и так называемый бюджет развития. Из первой кубышки деньги идут на выполнение социальных обязательств, укрепление и поддержание обороноспособности страны, развитие науки и культуры.

Вторая кубышка в виде бюджета развития предполагает накопление средств для прямых вложений в экономику.

Таким вторым бюджетом, по мнению Глазьева, мог бы стать Фонд национального благосостояния (ФНБ): как известно, его объем превысил необходимые на случай кризиса 7% от ВВП. Все, что выше этой суммы, должно работать на экономику.

Управлением фонда мог бы заняться ВЭБ РФ. Почему бы госкорпорации, деньги которой находятся под контролем государства, не превратиться в один из институтов развития?

Таких институтов может быть много, перед каждым из них государство может поставить определенные задачи, обеспечив их выполнение финансами, и, что еще важнее, компетенциями, необходимыми для достижения результатов, прописанных в национальных проектах. Вложение накопленных средств госкомпаний в экономику могло бы облегчить нагрузку на федеральный бюджет. Тогда бы и деньги на перспективные проекты «не зависали» в министерствах.

Такой опыт у государства уже есть. За счет средств «Роснефтегаза», например, удалось построить судоверфь «Звезда», электростанции в Калининградской области. Оставшиеся деньги пошли на производство региональных самолетов. В качестве перспективного инвестора при строительстве новых энергетических мощностей, могло бы выступить также и предприятие с государственным участием «Интер РАО», на счетах которого к середине 2020 года скопилось порядка 265 млрд рублей.

Но подобные вложения, отмечает Глазьев, пока у нас, скорее, исключение из правил. При желании систему «двойного бюджета» можно внедрить в России очень быстро, потому что она хорошо согласуется с экономической политикой правительства Михаила Мишустина.

Если роль суверенных фондов и государственных компаний возрастет, а перспективных проектов развития станет больше, то и экономика оживет, и жизнь простого народа начнет налаживаться.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.