Прокормим и себя, и других
В минувшем году наши аграрии установили новый рекорд, собрав более 159 млн тонн зерна. Но на недавнем совещании по экономическим вопросам глава государства предложил вдруг… ограничить экспорт продовольствия. Некоторые аналитики восприняли это с недоумением и задались вопросом: а так ли полны закрома Родины?
Чиновники выступили с разъяснениями: голод стране не грозит, склады забиты продуктами, причём в основном российского производства. Так что никакого повода для беспокойства нет. Глава государства не подвергал сомнению успехи в сельском хозяйстве, а имел в виду совсем другое: «…нам резервы обязательно нужны, мы не знаем результатов работы сельского хозяйства на 2023 год». В том, что президент напомнил о стратегическом запасе, нет ничего удивительного. В наше непредсказуемое время обязательно нужно иметь солидный запас продовольствия на все случаи жизни.
В Китае, кстати, тоже накапливают дополнительные резервы, ограничивают экспорт всего производимого в стране продовольствия, а импорт, наоборот, наращивают. Белоруссия, поставляющая нам свои молочные продукты, домашнюю колбасу и своё знаменитое сало, также старается придержать выращенное на полях и на фермах. Почему же из России должны бесконтрольно вывозиться хлеб, куриное мясо, масло и всё остальное?
Да, зерна, пользующегося спросом за рубежом, собирают у нас всё больше.
С 2016 года Россия – мировой лидер по экспорту пшеницы. Больше, чем в прошлом году получено картофеля, овощей, сахарной свеклы, сои, рапса, фруктов. За последнюю пятилетку урожайность в России в среднем выросла с 25 до 34 центнеров с гектара, что почти вдвое выше рекордов СССР.
Порадовали не только южные и черноземные регионы, но и Север. Благодаря потеплению в северных областях повысилась урожайность. В условиях изменяющегося климата увеличивается продолжительность вегетационного периода, что открывает перспективы выращивания теплолюбивых культур – скороспелых сортов кукурузы, чечевицы, сои. Содиректор по инвестициям гонконгской финансовой компании Value Partners Group Чеа Хенг Хе абсолютно уверен, что в ближайшие три десятилетия обширные сибирские территории «станут самыми большими и производительными сельскохозяйственными землями в мире. Россия превратится в продовольственную сверхдержаву». А значит сюда, на Север, надо успеть с инвестициями.
Из-за санкций пришлось менять привычные ориентиры, но на доходах аграриев это не отразилось. Отечественным компаниям удалось потеснить на азиатском и ближневосточном рынке европейских и американских конкурентов, пострадавших из-за засухи и дорогих удобрений. И это не преувеличение. То, что Россия добилась существенного успеха, используя современные технологии, и теперь является ведущим экспортером пшеницы, признаёт министр сельского хозяйства США Сонни Пердью. Надо полагать, что времена ножек Буша с запахом хлорки, которые завозились к нам в девяностые в невероятном количестве, ушли в прошлое и не должны никогда больше повториться. Нашей стране удалось сократить импорт сельскохозяйственных продуктов на 80%. Но почему же, признавая успехи на аграрном фронте, некоторые экономисты не верят, что уже сегодня нам удаётся кормить себя и других, добиться полного суверенитета в продовольственной сфере?
Казалось бы, о какой экономической самостоятельности можно вести речь, если мы по-прежнему закупаем за рубежом скот, суточных цыплят, яйца, витаминные добавки, саженцы, семена. Даже закваску для сметаны завозим. Да, действительно полностью обойтись без заграничных закупок агропром пока не может. Но при этом доля импортного материала заметно сокращается.
Сельское хозяйство, долгие годы пребывавшее в тисках импорта, начинает активно его замещать. Правда, переход на всё отечественное в сельском хозяйстве требует больше времени, чем в других отраслях (новые породы животных и сорта растений за один год не появляются), но кропотливая селекционная работа идёт, не переставая. Объём отечественного семенного материала в целом на внутреннем рынке достиг 60%.
Государство, наконец, решило подружиться с сельскохозяйственной наукой. Создан Совет по научным исследованиям в области агропромышленного производства и комплекса развития сельских территорий. По распоряжению правительства РФ 11 институтов, которые занимались селекцией и семеноводством критических направлений, переданы из ведения Минобрнауки в Минсельхоз. То есть теперь скотоводство, производство сахарной свеклы, кукурузы, картофеля, сои, подсолнечника будут под пристальным вниманием тех, кто возьмется за их внедрение в производство. Все необходимые наработки у нас есть. В коллекции Всероссийского института растениеводства 375 тысяч (!) сортов семян. Одних только сортов льна – 7 тысяч. В Северной Осетии в идеальном месте на высоте 2500 метров заложен генетический банк здоровых сортов картофеля. При этом мы умудрились за годы рыночной экономики опустить долю производства из собственных семян картофеля до критических 7%, а сахарной свеклы до 1,8 %.
До сих пор мы выращивали только 1,7–2% собственных кур. Три года назад Минобрнауки решило создать 150 новых генетических лабораторий. В Федеральном научном центре птицеводства в подмосковном Сергиевом Посаде вывели «чистую» линию кур-несушек «Смена-9» и теперь у нас будет развиваться производство курятины отечественной породы. Недавно руководитель «Россельхознадзора» (РСН) Сергей Данкверт сообщил о сокращении импорта инкубационного яйца в Россию практически вдвое за счёт роста собственного производства. В ближайшие годы будет сокращаться ввоз заграничных свиней и коров. Мы способны полностью обеспечить себя племенным материалом за счёт селекции абердин-ангусского скота и отечественной калмыцкой породы. Об этом недавно говорили ученые РАН на совещании по импортозамещению в сельском хозяйстве.
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что мы не производим свою сельхозтехнику. Впервые за 30 лет на главном конвейере Петербургского тракторного завода собрано 4300 тракторов марки «Кировец». Сегодня «Кировцы» трудятся на полях более 20 000 хозяйств.
Предпочтение нашей технике отдают в десяти зарубежных странах. Автоматическая коробка передач, капот, крылья, крыша кабины, внутренняя отделка из сверхпрочного пластика – всё собственного производства. В прошлом году в Орловской области испытали самый мощный зерноуборочный комбайн TORUM 785, изготовленный «Ростсельмашем». Его рекордный намолот подтвердил, что решения российских конструкторов могут быть лучше европейских.
В прошлом году заработал мощнейший в Российской Федерации и первый в мире Забайкальский сухопутный зерновой терминал. Через него зерно пойдёт в Азию, Китай, на Ближний Восток. И это неполный список того, что по импортозамещению сделать уже удалось.
Существенные подвижки в сельском хозяйстве связывают с тем, что кабинету министров в прошлом году пришлось пересмотреть Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. В ней поставлена амбициозная задача добиться средних темпов роста 3% в год до 2030 года. Для её решения потребуется выделять на нужды аграриев порядка 900 млрд рублей ежегодно. В ближайшее время нужно построить 40 новых судов для транспортировки продукции АПК, вовлечь в сельхозооборот миллионы гектаров, резко нарастить производство сельскохозяйственной техники, возвести крупные молочные и овцеводческие комплексы, развить отечественную селекцию и семенную базу, от чего напрямую зависит наша продовольственная безопасность.
О такой поддержке агропрома в новой России раньше можно было только мечтать. Хотелось бы больше, как в Европе, но и этих мер достаточно, чтобы к 2030 производство АПК выросло на 30% (с 2021 года), добавленная стоимость увеличилась до 6,5 трлн рублей. Тогда и завершится полностью импортозамещение в сельском хозяйстве.
Мы не будем зависеть от поставок чужих кормов, семян, оборудования. Поддержка государства обеспечит уверенное развитие отрасли. А исполнение обновлённой сельскохозяйственной стратегии началось практически сразу после её принятия. Предприятиям АПК начали выдавать льготные инвестиционные кредиты по ставке до 5% годовых на срок от 2 до 15 лет на производство и переработку сельскохозяйственного сырья. На стимулирование спроса аграриям предусмотрены инвестиционные кредиты по ставке в 1-5% годовых, что намного меньше установленной Центробанком процентной ставки.
Кроме того, государство берёт на себя 20% затрат на строительство животноводческих комплексов. Погашение выданных инвестиционных кредитов на строительство новых тепличных хозяйств продлевается с 12 до15 лет. Эта мера очень важна особенно для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для которых доставка витаминной продукции в разы превышает стоимость тех же огурцов, помидоров, перцев, которые везут сюда из средней полосы. Начато строительство первых тепличных комплексов последнего поколения, которые могут работать хоть в 40 градусный мороз. Их должно быть в разы больше. Правительство готово возместить до половины расходов на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих центров (их нужны десятки). Государство также готово компенсировать 20% затрат на обновление предприятий по производству кормов для аквакультуры.
Результат такой поддержки не заставил долго ждать: в декабре 2022 года было открыто 11 крупных, новых и модернизированных предприятий агропромышленного комплекса и пищевой промышленности с большими капиталовложениями.
Не забыто и мелкотоварное производство. Для самозанятых, которые ведут личное подсобное хозяйство, теперь доступны льготные кредиты по ставке 1–5% годовых как краткосрочных займов, так и инвестиционных кредитов на срок до 12 лет. На селе может появиться больше семейных ферм.
Государство должно создать условия, чтобы прокормить себя, и чтобы дом построить при желании мог каждый сельчанин.
Возрождение сельских территорий начнётся с создания агрокластеров (ферма плюс переработка). По такому пути, кстати, пошли некоторые крупные мясокомбинаты. Строительство фермы с откормочной площадкой, цехом по кормозаготовке, убойным цехом, подразделениями переработки отходов, заготовке кормов и выпасом, высокотехнологичными заводами по переработке говядины и баранины начато в Бурятии. Агрокластеры со временем вполне могли бы превратиться в агрогородки с домами культуры, школами и благоустроенными коттеджами для сельчан, которые по всей стране начали появляться в советское время. Забытая практика поможет ускорить решение проблем сельских территорий.
Сегодня мы не ставим перед собой, как когда-то, задачу догнать и перегнать Америку. Но это и так получится, если государство не свернёт с намеченного пути.
?>