Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Приключения биткойна в России

Приключения биткойна в России

Заменит ли криптовалюта рубли и доллары?
Алексей Подымов
23.09.2015
Приключения биткойна в России

Шумиху, которая в эти дни поднялась вокруг так называемых криптовалют, главной из которых являются биткойны, вполне можно было бы по старой доброй традиции назвать попыткой отвлечь нас от более важных проблем. Но, увы, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Наши финансовые ведомства никак не могут справиться с традиционным денежным оборотом, а тут так некстати активизировался оборот виртуальный.

Знакомая многим из нас по платежам через терминалы в супермаркетах компания «Киви», не обращая внимания на критику властей, готовит запуск собственной криптовалюты. Там уже вовсю регистрируют домены, в которых фигурирует «битрубль», более того, готовят документы на регистрацию товарного знака. В ответ Центробанк в лице своего председателя делает хорошую мину при плохой игре, фактически признавая, что у него пока нет способов воздействия на виртуальные финансы.

И действительно, Банку России сейчас нечего реально противопоставить биткойнам. Или «битрублям» - если они появятся в электронном обороте. Нет даже никакой правовой базы для этого, а мы прекрасно знаем, сколько времени уходит на принятие того или иного правового акта. Впрочем, в ЦБ ведь умеют отзывать лицензии, и делают это даже очень оперативно.

Между тем, уйти от необходимости что-то делать не удастся.

Бесконтрольный электронный оборот способен не только экспортировать в реальные финансы инфляцию, он вполне может подорвать всю финансовую систему, услуги которой окажутся просто невостребованными сразу в целом ряде направлений.

Пока такой пессимистический прогноз можно считать долгосрочным, даже очень долгосрочным, но темпы, которыми растут мировые обороты криптовалюты, говорят за то, что глобальный финансовый переворот нельзя исключать и во вполне обозримой перспективе.

У биткойнов есть одно неоспоримое преимущество перед всеми попытками традиционных финансовых структур освоить виртуальное пространство – простота. Полное отсутствие каких-либо ограничений, возможность получить «сетевой» кредит за считанные минуты и сразу приступить к покупкам или финансовым операциям в интернет-пространстве. Вот почему обычные доллары, евро и юани там, в «виртуале», сразу превратились в аутсайдеров.

Единственный, но очень серьезный недостаток биткойнов – это отсутствие каких-либо ограничений в эмиссии и в обороте. Девальвация биткойнов – уже состоявшийся факт. Причина – обороты намного превышают реально обращающийся в сети объем товаров и услуг. Впрочем, биткойны ведь не рождаются сами по себе, их либо выкупают в обмен на валюты из реального оборота, либо выпускают в обеспечение тех или иных товаров и услуг, которые декларируют участники биткойн-оборота. Нервную дрожь вызывает именно полная неподконтрольность оборота криптовалют таким структурам, как Федеральная резервная система, Европейский центробанк или наш Банк России, по сути, дружно проспавших маленькую «бит-революцию».

«Это абсолютно незаконно, такое техническое хулиганство абсолютно неправомерно, - заявляет финансовый омбудсмен Павел Медведев. - В Конституции написано, кто имеет право в России эмитировать деньги - это Центробанк. Единственной валютой в России является рубль. Все остальные деньги незаконны, и такого рода безобразие уголовно наказуемо».

Что ж, многоуважаемому Павлу Алексеевичу можно только посочувствовать – у него на глазах рушится все то, во что он верит, и на благо чего он столько лет трудился. Впрочем, нельзя же, в конце концов, запретить старушке из какой-нибудь заброшенной деревни в Республике Коми расплатиться бутылкой самогонки за починку крыши. Стоит ли напоминать, что любые альтернативные валюты возникают там, где плохо работают настоящие. Деньги – это не «простой» товар, как у Адама Смита, это вообще не более чем суррогат доверия. Биткойны же – это не более чем подмена долларов в интернет-сети. Значит, доллары в сети работают плохо, если вместо них так легко и сразу нашлось нечто «виртуальное».

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в отличие от П. Медведева, высказалась не столь радикально: «Мы не запрещаем криптовалюты, мы их изучаем».

Это было сказано во время проходившего в эти дни первого Казанского форума инновационных финансовых технологий. В столице Татарстана, похоже, только о биткойнах и говорили. Даже глава Сбербанка Герман Греф успел пожаловаться, что у него мало биткойнов, и к тому же, они девальвировались больше, чем рубли. А заодно высказал несколько отличное от других мнение, сказав, что запрещать использование криптовалют точно не стоит, однако эмитента российской криптовалюты «можно и поменять». Знакомый подход, не правда ли?

Но нельзя не учитывать, что руководитель крупнейшего коммерческого банка страны, почти государственного, между прочим, быть может, сам того не понимая, своими сетованиями фактически сыграл на руку тем, кто сегодня оперирует криптовалютой. И вообще, надо понимать, что в данный конкретный момент биткойн выигрывает в любом случае. Так, если он и вправду девальвировался больше, чем рубль, то это прямо стимулирует электронные покупки по принципу «налетай – подешевело». Ну а если электронные деньги дорожают, то они сразу становятся вполне привлекательным средством сбережения.

Правда, в этом случае есть одна сложность – получить биткойны, то есть как-то заработать их можно ведь тоже только в сети. Кстати, это обстоятельство просто обязывает нас задать ехидный вопрос: а откуда биткойны у Германа Грефа? Неужели он потратил на них свои кровные из рублей или долларов? Впрочем, никто ведь не запрещает…

И все же, согласитесь, очень трудно поставить вне закона то, чему чисто технически противостоять так непросто. Закроешь сотни доменов в сети – в ответ откроются тысячи новых. К тому же, в случае форс-мажоров пострадавших будет столько, что закрытые порталы, так или иначе, придется открывать заново. Интернет-протест, если он массовый, может быть намного сильнее любого «майдана».

Представляется, что удобному и быстрому биткойн-обороту можно противопоставить только не менее удобный и даже более оперативный, а, главное, куда более емкий интернет-оборот на базе традиционных валют.

Избавить его от бюрократии, сделать таким же доступным, как банковские карточки. Предложить через сеть такое обилие товаров и услуг, быть может даже по демпинговым ценам, что биткойн-конкурент просто не выдержит. Все в ваших руках, господа регуляторы.

Вообще, исход доллара в интернет – давняя мечта Федеральной резервной системы США. Характерно, что агрессивную компанию «анти-биткойн» ФРС вела уже больше года назад, а сейчас она явно сошла на нет. Многие уверены, что стороны просто «договорились». На российские страсти по «битрублю» в США вообще мало кто обратит внимание. Интернет-оборот все же – поле деятельности весьма ограниченное, хотя только пока. Тем не менее, перемещение львиной доли долларового оборота в интернет может кардинально изменить всю систему мирового денежного обращения. Как обычно - в пользу тех, кто и выпускает доллары в оборот.

Пока же ФРС продолжает наводнять мир зелеными бумажками с портретами президентов. ФРС даже делегировало ряду стран право печатать «незначительные» контролируемые объемы долларов, переложив на них не только заботы по распространению чужой валюты, но и расходы на печать купюр. Теперь в планах ФРС – почти стопроцентное вытеснение наличных расчетов электронными. Если сговор с эмитентами «биткойнов» действительно имеет место, многое станет понятно по мере того, как будет сокращаться реальное «бумажное» обеспечение сначала внутриамериканского, а затем и мирового электронного оборота.

Парадокс, но именно идея глобального всеохватного контроля над финансовым оборотом лежит в основе стратегии масштабного перевода доллара в сеть. Тот факт, что биткойн – не доллар, еще ничего не говорит. Не контролируется сегодня - попадет под контроль завтра. США – не Россия, и там главное – определиться с техническим решением. Очевидно, именно из-за трудностей с глобальным контролем, ФРС пока и не запускала эмиссию денег в сети интернет, похоже переложив эту заботу на «биткойн-среду». Зато в сети уже позволено открывать новые счета, и даже разрешено выплачивать через сеть гонорары и другого рода вознаграждения.

Пару лет назад по этому поводу задавался вопрос: «Не будет наличных долларов, чем будут рассчитываться друг с другом наркобароны? Фиктивными услугами или бартером. Это команданте Чавес мог получить у друга Фиделя новый госпиталь в обмен на нефть, с марихуаной же сложностей не оберешься. Антиутопии про «Большого Брата» по сравнению с идеей сквозной «финансовой прозрачности», к реализации которой только подступается ФРС – поистине детский лепет».

Остается добавить, что о каком-либо встречном контроле со стороны тех, кому Федеральный резерв будет ссужать или просто навязывать «свои» виртуальные миллиарды, не важно - долларов или биткойнов - нет и речи.

Если конкретно российское интернет-сообщество так уж хочет и дальше быть одураченным, пусть будет. Кстати, думается, что после всех отповедей в адрес биткойнов и «битрублей» их сторонников в сети у нас только прибавится.

Но вряд ли это надолго. После того, как начнут сыпаться первые финансовые интернет-пирамиды, весь флер полулегального очарования вокруг биткойнов и криптовалют вообще улетучится, как дым.

Алексей Подымов – шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль - новости»

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.