Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Пекин не поддаётся на шантаж

Пекин не поддаётся на шантаж

Запад пытается заставить КНР отказаться от господдержки экономики
Виктор Пироженко
05.03.2019
 Пекин не поддаётся на шантаж

Участники торговых переговоров между США и КНР в последнее время выступают со сдержанным оптимизмом. Компромисс между сторонами, действительно, не исключён, однако маловероятно, что он будет длительным и устойчивым. Запад в целом намерен сдерживать экономическое и технологическое развитие КНР, чтобы ликвидировать опасного для себя конкурента.

Так что эти намерения заходят намного дальше простого выравнивания торгового дисбаланса с Китаем и увеличения закупок китайской стороной товаров США и ЕС. Запад требует от Пекина изменить сам принцип управления экономикой, согласно которой государство играет определяющую роль в рыночных отношениях и само действует, как активный экономический субъект.

Американский шантаж Пекина повышенными тарифами и борьбой с влиятельными китайскими компаниями ZTE и Huawei дополняется борьбой США и ЕС против китайских инвестиций.

Из последних событий этого рода примечательно голосование Европарламента 14 февраля за создание общеевропейского механизма контроля над прямыми иностранными инвестициями с целью нейтрализации угроз стратегическим интересам ЕС.

Ранее, 12 февраля, конгрессмен США Марк Рубио предложил разработать законодательство по противодействию инициативе экономического и технологического развития КНР. По его словам, китайские инвестиции в США должны облагаться налогом, а на товары, произведённые по этой программе и получившие господдержку, следует повысить импортные пошлины.

При администрации Трампа в 2017 году было заблокировано порядка девяти приобретений компаний США китайскими структурами. Летом 2018 г. был принят закон об ужесточении контроля над вложениями иностранного капитала в экономику США (FIRRMA), который активизировал работу межведомственного комитета США по иностранным инвестициям (CFIUS).

В 2018 году США и ряд их союзников под предлогом безопасности перешли к открытому вытеснению китайских телекоммуникационных гигантов – ZTE и Huawei – с американского и мирового рынков, дойдя до безосновательного ареста финдиректора Huawei Мэн Ваньчжоу.

В прошлом году CFIUS заблокировал приобретение Ant Financial (китайская технологическая компания, принадлежащая Джеку Ма) американской компании Money Gram, хотя сделка не касалась высоких технологий или критической инфраструктуры.

Недавняя европейская инициатива также направлена против китайских инвестиций, хотя официально утверждается, что она должна защитить промышленность и высокие технологии от любого внешнего недружественного поглощения.

Главная претензия США и ЕС к Китаю состоит в том, что китайское государство систематически субсидирует важнейшие отрасли экономики, а это делает китайские товары более конкурентоспособными в ценовом отношении на западных рынках.

В ЕС откровенно шантажируют Китай: Пекин «должен сделать значимые улучшения» в своей модели государственного капитализма, иначе «протекционистская реакция в Европе будет усиливаться».

Но, несмотря на торговую войну США и ЕС с КНР и снижение прибыли в результате ответных мер Пекина, влиятельные западные компании настроены на продолжение сотрудничества с Китаем.

Так, для преодоления запретов на участие китайских компаний в деятельности ведущих мировых высокотехнологичных компаний, китайская сторона поощряет их размещать производства в Китае. И это даёт результат.

Согласно опросу, который провела Американская Торговая палата в Китае (АТПК) в ноябре–декабре 2018 года среди своих участников, Китай занял первое–третье места в инвестиционных планах 62% компаний, зарегистрированных в АТПК. Это больше, чем в 2017 и 2016 гг., когда на Китай приходились 59% и 56% инвестиций соответственно. При этом 12% респондентов оценили снижение их доходов в 2018 году по сравнению с 7% в 2017 году.

И, несмотря на это, всё больше американских компаний в Китае видят улучшение качества инвестиционной среды. В 2018 году 38% из них сообщают об улучшении ситуации, по сравнению с 35% в 2017 году и 24% в 2016 году. Симптоматично, что наиболее благоприятными для зарубежных инвестиций стали высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли, которые играют ключевую роль в программе «Сделано в КНР – 2025».

Несмотря на жёсткий прессинг США против Huawei на своём рынке и на рынке своих союзников, компания на сегодняшний день обеспечила более 30 контрактов на создание сетей 5G на зарубежных рынках и подписала соглашения о сотрудничестве с более чем 50 партнёрами.

Только в последние месяцы о партнёрстве с Huawei заявили крупнейшие операторы связи в ОАЭ и ЮАР.

Более того, представитель Huawei Technologies Co заявил, что он надеется выиграть контракты на создание сети 5G в Германии, и справедливо расценил это как «последний вотум доверия со стороны иностранных операторов связи».

Активные меры китайских властей по наращиванию прямых внешних инвестиций (ПВИ) достаточно результативны, что подтверждается статистикой Минкоммерции КНР за прошлый год. Прямые внешние инвестиции из всех отраслей Китая в 2018 г. составили 129,83 млрд долл. с ростом на 4,2%.

Не исключено, что эти факты подтолкнули США к более взвешенной позиции в торговых спорах с КНР в плане отказа от жёсткой тарифной войны.

Другое требование Вашингтона (и шире – Запада) к Пекину, чтобы КНР отказалась субсидировать промышленность, т.е. прекратила помощь своим производителям, никогда не будет выполнено. Такие субсидии являются не эпизодическим инструментом помощи промышленности, а частью фундаментальной системы политико-экономического устройства КНР – социализма с китайской спецификой (по сути, государственного капитализма), что не подлежит обсуждению.

Кроме того, наилучший результат, как показывает 40-летний опыт китайских реформ, даёт активное государственное участие в экономике и, прежде всего, управление рынком путём разной комбинации административных и экономических методов.

Требование Запада к Пекину на этом фоне означает фактическое признание Западом своего проигрыша Китаю в конкуренции политико-экономических систем и ценностей. В Пекине это хорошо понимают, и демонтировать работоспособную систему под внешним нажимом не будут.   


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.