Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 июля 2024
Оборонно-хозяйственный подход

Оборонно-хозяйственный подход

Новая национальная экономика выведет Россию на передовые рубежи
Юрий Алексеев
17.05.2024
Оборонно-хозяйственный подход

Структура нового правительства и распределение ролей в нем озадачило многих аналитиков. Никаких сюрпризов относительно персон нового состава правительства, как и следовало ожидать, не последовало, если не считать неожиданное назначение на должность министра обороны человека штатского, известного экономиста, разработчика стратегии суверенного развития страны и отличающегося, как утверждают его коллеги, неподкупностью и честностью.

 

Но и в этом не стоит искать ничего сенсационного. Задачи, которые предстоит решать Министерству обороны, напрямую связаны не только с защитой российских рубежей, но и с экономической эффективностью всего, что закладывается в «военный бюджет», в который вливаются триллионы. Сменившему Шойгу Андрею Белоусову предстоит провести не только аудит расходов на укрепление обороноспособности страны, но и сделать Минобороны максимально эффективным ведомством. Опыт экономиста поможет Белоусову наладить работу создаваемого в недрах Минобороны центра по производству дронов и роботов, который объединит в себе различные предприятия, лаборатории и конструкторские бюро, которые занимаются разработкой и производством перспективного вооружения.

На совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса глава государства сообщил, что назначение министром обороны Андрея Рэмовича Белоусова не в последнюю очередь связано с ростом бюджетных расходов на оборону и безопасность. Они вырастут до 8,7% с нынешних 6,7% и могут ещё увеличиться. Причём при растущих расходах на оборону и безопасность все социальные обязательства (образование, здравоохранение, поддержка ветеранов, пенсионное обслуживание) должны быть исполнены и цели национального развития должны быть достигнуты. И это напрямую связано, в том числе, и с улучшением эффективности работы ВПК.

Речь идёт о выпуске всей необходимой продукции как для нужд фронта, так и для общего повышения обороноспособности государства. 

Президент поставил перед Белоусовым как новым министром обороны и опытным управленцем задачу – «экономику силового блока и Минобороны как ключевого звена вписать в общую экономику страны» и способствовать её развитию. На этом теперь, собственно, и должна строиться модель экономического развития, не похожая ни на одну из приятных в мировой практике. 

Итак, в новой экономической модели Минобороны в лице государства выступает крупным заказчиком самой передовой техники. Оборонно-промышленный комплекс становиться мощным локомотивом, который потянет за собой многие отрасли экономики. Ведь растущие расходы на оборону и безопасность напрямую связаны и с гражданскими отраслями производства, что даст толчок развитию промышленности, а значит – появятся новые производства, увеличится число рабочих мест. Но это взаимоотношение между «пушками» и «маслом» должно быть органически вписано в общую стратегию развития государства». Не случайно такая задача поручена Андрею Белоусову, который вплотную занимался в правительстве продвижением технологий двойного назначения и развитием беспилотных аппаратов. А продвигал задуманное им Денис Мантуров, которой и продолжит «оборонно-производственное дело» в должности первого вице-премьера с опорой на экономический блок и родное министерство промышленности и торговли.

Задел для успешной реализации задуманного уже создан. Всего за два года удалось не только оживить, но и укрепить ОПК, состоящий из предприятий, выпускающих военную продукцию и успешно совмещающих её с производством изделий широкого потребления. В нашей стране работает не менее 35 заводов военной техники. Только в Москве их шесть, в Туле – пять, в Петербурге – четыре, и так по всей стране. А всего, по словам президента, у нас к оборонно-промышленному комплексу относится шесть тысяч предприятий, на которых трудятся 3,5 миллиона человек (только за полтора года в России было создано 520 тысяч новых рабочих мест в сфере ОПК). Работу сотрудников таких предприятий президент назвал напряжённой. Некоторые заводы работают в три смены. В итоге – производство основных вооружений и боеприпасов за прошедший год выросло в разы. 

По озвученным ранее планам Минобороны, в 2024-м г. Вооруженные силы России получат более 36 тыс. основных образцов военной техники, 16,5 млн средств поражения. Вся эта громада, поставляемая армии и флоту, измеряется не только в количественных показателях. Из ворот оборонных предприятий должна выходить и уже выходит такая техника, которую у нас готовы охотно купать зарубежные партнёры. 

А чтобы иметь преимущества в развязанной против нашей страны войне, мы должны хотя бы на шаг опережать конкурентов.

Сегодня, в условиях невиданного санкционного гнёта, российской экономике отводится особая роль. Из основных сфер повседневного государственного управления она становится отдельной целью национального развития, прописанной в национальном проекте «Устойчивая и динамичная экономика». Особое значение в нём отводится промышленности и технологиям, которые и должны стать ударным звеном преобразований, за которое теперь отвечает первый вице-премьер Денис Мантуров, а экономику в целом будет курировать вице премьер Александр Новак, много сил отдавший восстановлению топливно-энергетического комплекса, с трудом пережившего реформу РАО «ЕЭС России», затеянную Чубайсом. И это тоже не случайно: развивать промышленность и укреплять технологический суверенитет невозможно без возвращения ТЭКу его связующей роли в народно-хозяйственном комплексе страны. Что бы ни говорили либералы, а энергетика была и остаётся кровеносной системой экономики и социальной сферы любой страны. От её состояния напрямую зависит развитие промышленности, транспорта, ЖКХ, а значит, комфорт и качество жизни миллионов людей.

Энергосистему страны предстоит объединить в единое целое, освободив от зависимости зарубежных собственников, капиталы которых в своё время зазывал Анатолий Чубайс. Иначе тарифы в нашей самой богатой энергоресурсами стране по-прежнему будут расти, вырученные собственниками предприятий ТЭКа деньги, продолжат утекать на сторону, минуя кошельки простых граждан. В 2008 году «ЕЭС России» разделили на 23 независимые компании, из которых в госсобственности оставили всего две. К сожалению, ещё совсем недавно эта стратегическая отрасль находилась в состоянии застоя. Изношенность основных фондов зачастую превышала 70%, участились технологические аварии, а перебои с энергоснабжением стали обыденностью. Но в последние пять-семь лет случился настоящий технологический прорыв. По оценкам Министерства энергетики РФ, за это время в электроэнергетику удалось привлечь свыше четырёх триллионов рублей инвестиций. И, что особенно важно, эти средства были направлены, прежде всего, на масштабное обновление генерирующих мощностей.

Потребление электроэнергии в России продолжает увеличиваться – и это хороший знак. Рост спроса отмечается во всех энергосистемах страны, но заметнее всего – на Дальнем Востоке, в Сибири и на Юге, где развитие регионов ускоряется небывалыми темпами. Потребление энергии увеличивали машиностроители и металлурги, военная промышленность, ОАО РЖД, южные порты.

В новом майском Указе президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлена амбициозная цель – не только добиться роста ВВП, превышающего среднемировые показатели, но и к 2030 году снизить долю импорта товаров и услуг до 17%. При этом слово «импортозамещение» в Указе отсутствует.

Речь идет не о борьбе с импортом как таковым (это намного упрощало бы задачу), а, по сути, о новой индустриализации, основанной на собственных резервах и возможностях. Решению этой задачи и посвящён национальный проект «Технологическое лидерство».

Государство намерено не только уменьшать зависимость от импорта и его долю в экономике, но и поменять структуру экспорта, нарастив продажу за рубеж неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года.

Не забыты и предприниматели. Одним из приоритетов заявлено «обеспечение в 2024 –2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта». Государство ради исполнения этой цели должно создать условия для того, чтобы люди не просто хотели и могли заниматься небольшим бизнесом, но и чтобы этот бизнес в основной своей массе был стабильно доходным. 

Успешное исполнение Указа о национальных целях развития на следующую шестилетку и на перспективу до 2036 года зависит от регионов. Не случайно выход России на четвертое место в мире по ВВП связывают с двукратным снижением разрыва бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами страны за две шестилетки. 

Чем скорее мы к этому придём, тем быстрее достигнем и остальных целей, отмеченных в основополагающем документе, среди которых народосбережение, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи и борьба с бедностью.

Улучшить жизнь в регионах поможет повышение производительности труда. Кстати, производительность в Москве уже соответствует европейскому уровню, и этот опыт, как считает Андрей Белоусов, надо тиражировать в другие регионы. Если они к 2030 году хотя бы наполовину приблизятся к московскому уровню, то необходимый рост производительности труда удастся обеспечить по стране в целом.

Равномерное развитие регионов России крайне сложная задача, к её решению власти подступались не одно десятилетие. Проблема в том, что они существенно различаются по уровням развития и по финансовым возможностям для инвестиций. Чтобы отстающие региональные экономики подтянуть к передовым, по мнению экспертов, придётся менять подход к распределению бюджетных трансфертов, создавать такие условия, при которых местные власти будут заинтересованы в формировании своих точек роста и развития. Тогда появится больше технологических кластеров и промышленных зон, что в итоге сработает на увеличение общего ВВП страны.

Помимо всего прочего надо иметь в виду, что противостояние Запада будет расти, а инфляция, вероятно, преподнесёт ещё немало сюрпризов, да и сам прожиточный минимум, как показатель уровня бедности, скорее всего, придётся пересмотреть в сторону увеличения. Но если правительство вместе с Госдумой и регионами будет «действовать в едином строю» для долгосрочного, устойчивого и уверенного развития страны, то эти и другие вызовы преодолимы.

Либералы десятилетиями пытались убедить власть, что высокие расходы на оборону и нацбезопасность только вредят экономике, потому что финансовые ресурсы якобы только проедаются и не дают никакого эффекта. Противники государственного регулирования любят ссылаться на советское время, когда огромные средства тратились на разработку и производство передовых вооружений, но на улучшении жизни людей это не сказывалось. Оборонка жила сама по себе на том потенциале, который накапливал в себе советский ВПК и о котором вспомнили лишь в конце восьмидесятых. Конверсия, на которую делали ставку во время правления Горбачёва, так и не оправдала надежд. В то же время США во время Холодной войны смогли установить тесную связь военного и гражданского секторов экономики и добились невиданных успехов в технологическом развитии (взять тот же Интернет, с которым и сегодня связывают прорыв в развитии многих сфер жизни, изначально создавался как формат связи для военных).

Сегодня трудно предсказать, как поведёт себя мировая экономика в ближайшие шесть и, тем более, 12 лет. Но создание устойчивой национальной базы развития с участием ВПК позволит защитить нашу страну от любых угроз и бед. А богатые недра, огромная территория и сравнительно высокий человеческий потенциал помогут России превратиться в страну, которой будет завидовать весь мир.



Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.