Ничего личного, просто бизнес…
Чего мы ждем от либерализованной нашей экономики? Взлёта производительности труда? Инновационных прорывов в технологиях? Обещанных конкуренцией повышения качества товаров и услуг и цен, сопоставимых с кошельками большинства граждан страны? Даже закрыв глаза и представив себе, что так оно и будет, готовиться сегодня нам надо к тем самым «гримасам рынка», которые нам рисовала советская газетная пропаганда. Как понятно теперь, рисовала весьма и весьма бледно.
«Ничего личного, просто бизнес» – считается, что отцом этой привитой нам американской формулы успеха был Отто Бидерман (Otto Biederman), бухгалтер американской мафии в Нью-Йорке. Формула гениальна, поскольку продолжает действовать почти сотню лет. Как пример тому, сообщает The Economist, затрещавшая по швам в конце января одна из крупнейших в мире финансовая империя индийского миллиардера Гуатама Адани (Gautam Adani). Всего за два торговых дня совокупная рыночная стоимость компаний Adani Group, упала почти на треть, на 47 миллиардов долларов, а личное состояние Адани сократилось с 122 миллиардов долларов на конец 2022 года до 93 миллиардов на 31 января.
Чем известен этот самый богатый человек Индии? Тем, что даже не закончив школу, он торговал сначала алмазами, затем металлами и зерном, потом занялся инфраструктурным бизнесом. Сегодня его фирмы управляют несколькими крупными портами Индии, хранят в своих элеваторах 30% зерна страны, владеют пятой частью линий электропередач, обслуживают четверть коммерческих авиаперевозок, производят пятую часть цемента, инвестирует в стратегические порты в Австралии, Израиле и Шри-Ланке. В прошлом году выручка компаний группы составила 25 миллиардов долларов, а чистая прибыль – 1,8 миллиарда. И, по прогнозам, в ближайшие 5 лет Адани готов был потратить более 50 миллиардов долларов на инвестиции в чистую энергетику и водород. Одним словом, он гений индийского капитализма. И что же с ним стряслось?
Недавно небольшая нью-йоркская инвестиционная фирма Hindenburg Research опубликовала отчет, в котором обвинила Adani Group в искусственном завышении стоимости её акций, назвав это «крупнейшей аферой в истории корпорации».
Отчет появился аккурат накануне вторичного размещения акций флагманской компании группы Adani Enterprises, понятное дело, чтобы стоимость её акций «утопить». И утопил.
«Мы глубоко обеспокоены этой преднамеренной и безрассудной попыткой иностранной организации ввести в заблуждение сообщество инвесторов и широкую общественность», – тут же кинулись опровергать отчет индусы. Опровержения не предотвратили судорожную распродажу акций компаний Адани, ставших одним из основных двигателей экономического роста Индии.
А теперь взглянем на то, чем известна нью-йоркская Hindenburg Research. Её основал в 2017 году Натан Андерсон (Nathan Anderson), окончивший университет Коннектикута по специальности «международный бизнес». Однако не образование подстегнуло его интеллект, как он сам признаёт на своей странице в LinkedIn, а работа водителем скорой помощи в Израиле. Это дало ему «опыт думать и действовать в условиях экстремального давления». И теперь он занимается «анализом капитала, кредита и деривативов, выискивая нарушения бухгалтерского учета, бесхозяйственность и нераскрытые сделки между сторонами».
Но это – парадная вывеска, для журналистов. Сермяжная правда состоит в том, что компания живёт маржинальной торговлей на «коротких продажах» ценных бумаг и других финансовых инструментов.
В чём выгода? Начнём с того, что такая торговля обеспечивает покупку товара на сумму, большую, чем ты располагаешь, или вообще без расходования своих денег. Можно продать чужой актив и получить прибыль на деньги брокера. И если продавец коротких позиций считает, что стоимость заимствованной ценной бумаги снизится, это позволит ему выкупить ее по более низкой цене. Разница между «продал» и «купил» и представляет собой прибыль. Главное – помочь купленным акциям «упасть». Компания Hindenburg Research именно этим и занимается. Её отчет выразил обеспокоенность по поводу управления Adani Group и её непрозрачных финансов. В отчёте описывается сложная сеть фондов и подставных компаний, часть которых базируется на Маврикии (офшор). Они взаимодействуют с 578 дочерними компаниями, распределенными по семи фирмам, зарегистрированным на бирже. В прошлом году, утверждает Hindenburg Research, эти организации совершили 6 025 сделок со связанными сторонами. Отчет утверждает, что Adani Group «вовлечена в наглую схему манипулирования акциями и мошенничества с бухгалтерией», что она манипулирует ценами акций компаний, включенных в листинг, и перемещением денег на их балансы «для поддержания видимости финансового здоровья и платежеспособности», что «очевидные нарушения бухгалтерского учета и сомнительные сделки» группы были вызваны «практически отсутствующим финансовым контролем», а ее бухотчеты были проверены и подписаны крошечной бухгалтерской фирмой, в которой работало несколько человек, в том числе некоторым было чуть за 20...
В отчете также выдвинуты обвинения в отмывании денег, краже средств налогоплательщиков, коррупции, создании офшорных подставных организаций, а также в давлении на государственные органы Индии и свободу печати. Но убийственный для держателей акций стал именно этот аргумент - цены на акции Adani Group были искусственно завышены на 85%. Он вызвал цепную реакцию «отказников»...
Насколько глубок и адекватен анализ «гинденбургцев», никто в Нью-Йорке проверять не стал, хотя в Нью-Дели все его обвинения были «проверены и отклонены высшими судами Индии».
И сегодня там «оценивают соответствующие положения законов США и Индии для принятия мер по исправлению положения и наказанию в отношении исследования Hindenburg Research».
Но отчет Hindenburg Research опрокинул вторичное размещение акций Adani Enterprises, которая собиралась привлечь около 2,5 миллиарда долларов нового капитала, тогда как первый этап размещения, на который пришлось 30% привлеченного капитала, состоялся 25 января, собрал 735 миллионов, а покупателями стали такие известные инвесторы, как Инвестиционное управление Абу-Даби, Индийская компания по страхованию жизни и организации, связанные с банками Goldman Sachs и Morgan Stanley. Вторая часть размещения должна была завершиться 31 января, но почти не привлекла покупателей.
Как отмечает Forbes, Hindenburg Research не в первый раз выжидает пика капитализации какой-либо компании, а затем публикует разгромный отчет. В 2020 году по аналогичной схеме был обвинен производитель электрогрузовиков Nikola. По данным Fortune, на том скандале Hindenburg Research могли заработать до 263 миллиарда долларов.
Но все эти страсти-мордасти между Индией и США нас мало трогают. Пусть они сами разбираются в том, нужно ли официальное расследование деятельности Adani Group со стороны властей Индии или Нью-Дели предъявит обвинения в манипулировании рынком ценных бумаг в адрес Hindenburg Research. Беспокоит простой вопрос: чем может оградить себя от подобного произвола экономика России, вступившая на тот же свободно-рыночный путь?
Да ничем.
?>