Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Нефтяной развод

Нефтяной развод

Нефть ударила по рублю, рубль – по людям
Дмитрий Малышев
13.03.2020
Нефтяной развод

Организация стран-экспортёров нефти ОПЕК не получила согласия от России и других стран на кардинальное снижение квот на добычу нефти. Объём в 1,5 миллиона баррелей в сутки, из которых не меньше 300 тысяч должна была бы принять на себя Россия, это тот запредельный уровень, переговоры о котором, судя по всему, невозможны в принципе. Нефтяной развод сразу ударил по ценам на углеводородное сырьё, которые тут же рухнули.

Сейчас главной причиной проблем с нефтью единодушно называют пандемию коронавируса. Между тем долгое время все трудности, связанные с Covid19, носили, по большей части, косвенный характер. А спрос на нефть и её цена при этом снижались отнюдь не пропорционально реальной угрозе мировой экономике. Первые решения, направленные на поддержание нефтяного баланса, практического результата, увы, не дали. На старте второй мартовской недели цены на нефть продолжили снижение. Эксперты убеждены, что вероятность относительной стабилизации цен велика только на уровне ниже 30 долларов за баррель. Для российской экономики такие цены означают одно – ради поддержания бюджетной стабильности придётся распечатывать финансовые резервы.

Уже стала жесткой реальностью девальвация национальной валюты. Безусловно, на все прямые и косвенные последствия падения нефтяных цен важнее всего ответить реальными мерами. Да, у России есть финансовая подушка, которой, по подсчётам экспертов, даже с нефтью по 20 долларов за баррель нам должно хватить средств на несколько лет.

И пусть эта подушка безопасности связана по рукам и ногам разного рода нормативами, как внутрироссийскими, так и со стороны МВФ и американской ФРС. Но ведь в кризисный момент можно проявить политическую волю и просто наплевать на те ограничения, которые помешают нашей экономике справиться с трудностями.

Пока же, увы, приходится наблюдать нечто иное – попытку втихую использовать уже опробованный приём: отпустить рубль, пусть девальвируется, хотя и не так сильно, как в конце 2014 года. Биржевые котировки доллара перевалили психологически важную отметку в 70 рублей, а это уже грозит скачком инфляции. Через почти неизбежную индексацию цен, так или иначе, через традиционную для последних лет привычку всё взвалить на плечи рядовых граждан, которым опять могут предложить на время затянуть пояса, отказаться от излишков и т.д. и т.п.

На протяжении почти трёх последних лет Россия поддерживала все «плюсы» к сделкам с ОПЕК и тянула за собой Казахстан и других нефтедобытчиков. Не секрет, что для российской нефтянки снижение уровня добычи – задача не такая простая, как для стран Ближнего Востока. Но наши нефтяные олигархи, которые сегодня бьют во все колокола, за много лет сотрудничества с ОПЕК так и не удосужились воспользоваться теми уступками, которые могли бы стать сильнейшим стимулом к развитию нефтепереработки внутри страны.

Похоже, совсем немногие в ОПЕК понимали, что Россия, а вслед за ней и Казахстан, не поддержат предложение так сильно увеличить объёмы сокращения добычи. А в Москве, кажется, неплохо понимали, что что-то делать в любом случае придётся, но решили не давать «добро» на то, чтобы это что-то делалось за её счёт. Напомним, на сегодня общие объёмы сокращения добычи нефти участниками пакта ОПЕК+ составляют 1,7 млн баррелей в сутки. Этого объёма, однако, уже явно недостаточно для поддержания нефтяных котировок на приемлемом уровне, тем более, что падение спроса на углеводороды продолжается.

Около 500 тыс. баррелей из этих 1,7 млн в сутки, то есть почти треть суммарного снижения, до сих пор приходились на долю Эр-Рияда – в Саудовской Аравии не разучились манипулировать не только младшими партнёрами, но и квотами. Однако манипулировать Россией не очень получается. Причём не помогает даже телефонное право и неплохие личные контакты отдельных представителей саудовской королевской семьи с российским президентом. Россия, принципиально не вступающая в организацию, за последние годы наладила с ней неплохое взаимодействие в виде серии сделок ОПЕК+, и шла второй с квотой 300 тыс. баррелей. Сейчас все квоты на снижение формально отменены, но попытки использовать это носят локальный характер, так как спрос на углеводородное сырьё продолжает падать.

Падают цены. Уже упал, хотя и успел слегка «отжаться» российский рубль. И это понятно, ведь наша нефтяная отрасль уже испытывает большие трудности, напрямую связанные с тем, что Россия должна придерживаться жёстких нормативов ОПЕК+.

Главное, что помимо трудностей с экспортом, сильно упал и спрос на внутреннем рынке, который из-за аномально тёплой зимы был и без того очень низким. Внутренний спрос, как это было не раз, уже не компенсирует существенные потери на экспорте углеводородов.

Теперь для России вопрос, судя по всему, стоит ребром – ей придётся выбирать из двух негативных сценариев. Первый – это снижение поступлений от нефти и газа, и как следствие, повальное закрытие десятков и даже сотен низкорентабельных скважин. Россия практически вынуждена будет отказаться от снижения квот, так как снизить добычу на крупных месторождениях не может не только в силу технологических причин, но и потому, что повторный пуск впоследствии может обойтись слишком дорого.

Признание ситуации с вирусом Covid19 пандемией, которое озвучила Всемирная организация здравоохранения, даст нефтяным ценам ещё один сигнал на снижение. Однако, будем надеяться, что настоящей нефтяной войны всё же не будет. Россия ещё три месяца назад дала понять, что находится на пределе своих возможностей в плане снижения уровня добычи. Тогда же российскому министру энергетики Александру Новаку удалось отбиться от того, чтобы в российских отчётах по добыче «чёрного золота» для ОПЕК учитывали газовый конденсат. Без учёта газового конденсата Россия выполняла и даже перевыполняла условия всех соглашений с ОПЕК. Сокращение добычи нефти регулярно превышало 100% от размера квоты.

Одной из причин нашего нынешнего разрыва с ОПЕК, похоже, стал тот факт, что после явного потепления во взаимоотношениях с Россией от неё неожиданно потребовали таких объёмов снижения, которые наша нефтянка просто не потянет.

Ссылки на ситуацию с коронавирусом и очередное «сирийское обострение», сделанные менеджерами, явно не удовлетворили российского министра Александра Новака. Дело в том, что перед встречей в Вене России, как и другим странам, не входящим в ОПЕК, например Казахстану, накануне 4 марта давали понять, что дело ограничится повышением квот на 500 тысяч баррелей в сутки, из которых России могли достаться 100 тысяч или немногим больше. С некоторым скрипом, но всё же выполнить такой норматив России, скорее всего, было по силам.

Однако на практике оказалось, что ОПЕК в Вене замахнулся на квоты втрое больше – 1,5 млн баррелей. В России и Казахстане, очевидно, не предполагали, что от них потребуют так много, ведь до этого общая квота снижения по соглашениям ОПЕК+ составляла 1,7 млн баррелей. Фактически речь шла о том, чтобы за счёт почти двукратного повышения общих квот именно Россия и Казахстан прикрыли своей грудью амбразуру, за которой скрывались интересы добытчиков сланцевой нефти.

Верхушка ОПЕК, в которой правят бал королевская семья Саудовской Аравии и примкнувшие у ней арабские шейхи, оказалась фактически загнана в угол американскими нефтяными гигантами, продолжающими наращивать добычу и экспорт сланцевой нефти.

Россия и ОПЕК ведут сейчас интенсивные переговоры. Ещё в марте российская делегация примет участие во всех очередных мероприятиях нефтяного консорциума. А пока нефтедобытчики как из ОПЕК, так и не входящие в неё, уже заявили о готовности вкладываться в срочное строительство колоссальных объёмов резервных хранилищ не только в том же Китае, где уже есть существенные избыточные мощности, но и в странах-изгоях, пребывающих под санкциями, вроде Ирана и России. Именно туда, считают они, можно будет сливать избыточную нефть, добычу которой трудно приостановить, а также вполне подойдут существующие резервуары. Такие меры помогут нефтедобытчикам оперативно реагировать на колебания рынка.

Нельзя забывать, что после мощного падения рост нефтяных цен может оказаться куда более интенсивным, чем рассчитывают спекулянты. Он может оказаться слишком опасным, даже более опасным, чем нынешний спад. При этом угроза от будущего скачка цен страшна не только для мировой экономики, которая лишь слегка оклемавшись, может получить второй стоп-сигнал из-за подорожавших энергоресурсов. Скачок цен обязательно больно ударит и по тем, кто сейчас рассчитывает на нём обогатиться.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.