Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
Не все валюты регулируются долларом...

Не все валюты регулируются долларом...

О зарубежном опыте поддержки национальной валюты
Алексей Чичкин
17.11.2020
Не все валюты регулируются долларом...

Российские деньги с начала ноября с.г. снова демонстрируют рекордные колебания к доллару США и остальным инвалютам. Но представители правительства, похоже, не считают сугубо негативным этот тренд. Заявляя, как на днях глава минпромторга РФ Д. Мантуров, даже о приемлемости обесценивания рубля к американской валюте на 20% по итогам года. А ведь подобная тенденция влечёт за собой рост рублевых цен и тарифов, поскольку бизнес свои издержки из-за обесценивания рубля будет, как обычно в таких случаях, компенсировать новыми ценниками на товары и услуги.

Если же рассматривать эту проблему в более широком контексте, то надо сказать, что данная ситуация снижает не только конкурентоспособность экономики РФ, но и притягательность экономического сотрудничества других стран с Россией. Особенно — стран СНГ, нацвалюты которых максимально привязаны к динамике курса рубля к доллару США и евро. Потому неудивительно, что эти страны во взаиморасчетах друг с другом, а также с другими странами, с начала осени всё чаще используют не только доллар США или евро, но и, например, китайский юань, швейцарский франк, британский фунт стерлингов. Или даже — «профранцузские» африканские франки ввиду их курсовой стабильности и, стало быть, стабильно высокой платежеспособности.

Очевидно, что данные обстоятельства в контексте СНГ чреваты и геополитическими издержками для РФ. В этой связи нелишне обратиться к опыту, о котором редко говорится — регулирования Францией валюты почти 20 стран, состоящих с 1960-х в валютно-финансовой и в целом общеэкономической интеграции с Парижем.

Уточним: речь идет о западноафриканском франке Африканского финансового сообщества и о франке финансового сотрудничества в Центральной Африке, которые фактически эмитируются Казначейством Франции.

К настоящему времени в зону «первого» франка входят восемь стран: Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал, Того и Кот-д'Ивуар; «второго» — шесть стран: Габон, Камерун, Республика Конго (Браззавиль), Центральноафриканская республика, Чад, Экваториальная Гвинея. По данным МВФ и ОЭСР (2018— 2020 гг.), эти валюты, то есть региональные франки, остаются в мировом реестре наиболее конкурентоспособных и наиболее платежеспособных валют благодаря своевременным мерам Казначейства Франции по регулированию эмиссии (выпуска в обращение) этих валют и по корректировке их курса к евро (к французской валюте) и к инвалютам в зависимости от мировой финансовой и/или товарной конъюнктуры.

Такое регулирование осуществляется исходя из значимости конкретных экспортных товаров тех стран для их финансово-экономической стабильности, из динамики курсов основных мировых валют (доллар США, евро, британский фунт, юань КНР). А также — исходя из динамики спроса-предложения товаров и услуг в тех же франко-валютных странах.

Иными словами, если падает спрос на основные экспортные товары тех же стран (что способствует удорожанию товаров и услуг в этих странах), Париж проводит в них компенсационные вбросы франков на их внутренние рынки, но в строгом соответствии с конкретными финансовыми потерями тех стран из-за негативной мировой конъюнктуры. Когда же эти потери начинают сокращаться (вследствие вбросов), Париж сокращает эмиссию тех франков, чтобы избежать в данных странах чрезмерных инфляции и, соответственно, роста цен и тарифов и обесценивания франков к инвалютам.

Смежный вариант поддержки тех же франков — это централизованные периодические вбросы или изъятия инвалют с внутренних рынков Франции или в тех же государствах посредством биржевых операций/или действий Казначейства Франции. В рамках таких операций/действий применяется, например, и периодическая закупка или продажа золота именно в этих франках. Что тоже поддерживает их валютные курсы и, соответственно, конкурентоспособность афрофранков к инвалютам.

По данным CNN (США), разнообразные, притом эффективные методы поддержки Парижем стабильности «профранцузских» африканских франков позволяют упомянутым 14 странам минимизировать свои издержки от эксцессов мировой товарной или валютной конъюнктуры.

А одновременно сохраняется именно «решающее политико-экономическое присутствие Франции» в этих странах. Более того, даже, если какие-либо страны западноафриканской франко-зоны (Franc Franc de la Communauté financière africaine) «откажутся от франка в пользу новой валюты ЭКО — у некоторых такие планы имеются, — её стабильность тоже будет гарантирована Казначейством Франции» и привязана будет ЭКО «только к евро».

Аналогичные или похожие меры поддержки применяются Нидерландами в отношении валюты их южнокарибских автономий (семь островов в составе трех административных групп); Великобританией — в отношении и британского фунта и автономных от него денежных систем восьми отдалённых британских территорий (Гибралтар, острова Нормандские, Бермудские, ряд восточнокарибских островов).

Но в РФ эта практика, без преувеличения, тайна за семью печатями. Потому не удивительно, что лишь считанные российские «обменники» работают, и то лишь иногда, с «профранцузскими» франками, с южнокарибскими гульденами и флоринами Нидерландов. Немногим больше в РФ «обменников», работающих, например, с британскими фунтами, с «пробританской» валютой ряда автономий Британии, с китайскими юанями, швейцарскими франками. Это тоже неудивительно, так как валютные политика и пропаганда в стране изначально сориентированы сугубо на евро и на доллар США.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
08.04.2024
Максим Столетов
Западная «помощь» Украине достигла 266 млрд евро и продолжает расти
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..