Нацпроекты: больше строить, лучше жить

Всю картину портят детали. Где-то дома построили качественно, а где-то с недоделками, и люди ждут, пока подрядчик их устранит. Открываются новые больницы, а работать в них некому, очередь на приём к узкому специалисту растягивается на недели. Инфляция постепенно снижается, а в ближайшем магазине цены почему-то растут. Кому-то прибавляют зарплату, а кого-то увольняют по сокращению штата.
Росстат зафиксировал рекордный рост продолжительности жизни в России, почти до 72,8 года, а на форуме «Здоровое общество» представитель Министерства здравоохранения РФ Олег Аполихин заявляет, что около 52% мужчин в России не доживают до 65 лет. Срок выхода на пенсию пересматривать не собираются. При этом 35 миллионов граждан получают адресные выплаты, а работающим пенсионерам добавки к пенсии по-прежнему не положены, а всего у нас в стране насчитывается 360 видов социальной поддержки, чему вполне могут позавидовать на Западе. Те, кто жалуются, что у нас маленький МРОТ (кстати, со следующего года его повысят еще на 18,5 %), наверняка не знают, что минимальная зарплата на Кубе – 30 долларов в месяц.
Идея расписать расходы бюджета по национальным проектам впервые была озвучена властью в 2005 году. А уже в 2006 году на двенадцать лет была принята программа приоритетных направлений по «развитию человеческого капитала». Чиновники отчитались, что она исполнена как надо. Однако Счётная палата усомнилась: во многих проектах цели были прописаны без конкретных показателей, поэтому точно сказать, что сделано и что недоделано нельзя. Так, например, в проекте «Жилье» (целевой показатель на 2010 год был достигнут только в 2014-м). А снизить уровень износа основных фондов предприятий ЖКХ хотя бы на 10% в намеченные сроки так и не удалось.
Некоторые экономисты убеждали власти отказаться от амбициозных планов, ссылаясь на нехватку денег и особенности рынка, который может неожиданно преподнести любые сюрпризы. Но проектный подход к расходованию бюджетных денег было решено сохранить.
Национальные проекты должны исполняться строго по плану и нести перемены к лучшему не только в больших городах, но и в посёлках и деревнях, чтобы люди видели, где и как построили школу, открыли больницу, проложили дорогу, построили мост, детские площадки, помогли многодетным семьям.
Правительство Михаила Мишустина посмотрело на нацпроекты более прагматично и решило, что спрос с чиновников за исполнение намеченного надо усилить, а денег на развитие страны и сбережение народа – добавить. В 2020 году финансирование «заботы о людях» увеличились на треть. Особенно заметно выросли расходы на нацпроекты «Здравоохранение» (почти в два раза), «Экология» (на две трети), «Демография», «Образование», «Цифровая экономика» (в полтора раза). В прошлом году цели и задачи нацпроектов пришлось ещё раз пересмотреть и откорректировать с учётом того, что было недоделано, и в чём в первую очередь нуждаются регионы.
Конечно, не всё идёт гладко, как хотелось бы. Об этом и зашла речь на круглом столе в Совете Федерации, посвящённом исполнению национальных проектов. Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов отметил, что сегодня, в условиях возникших перед Россией вызовов, национальные проекты оказались особенно востребованными. Они позволяют сконцентрировать усилия государства на конкретных проблемах, выступают стабилизирующим фактором, способствующим адаптации экономики и общества к новым условиям. Потому и деньги на них выделяются в приоритетном порядке. На 2024 год в федеральном бюджете на нацпроекты заложено более 15 триллионов рублей, на два триллиона больше, чем планировалось.
Причём регионы теперь в любой момент могут получить деньги, зарезервированные для них на год вперед, для выполнения тех или иных нацпроектов, беспроцентные казначейские кредиты (180 млрд рублей), а в апреле будущего года они будут автоматически погашены.
Ряд нацпроектов должен завершиться уже в следующем году, но особенно важные из них хотят продлить ещё на шесть лет. Среди них – национальный проект «Жильё и городская среда», который называют народным: подключившись к Всероссийскому онлайн-голосованию, каждый житель может сам выбирать где и что лучше отремонтировать и построить. К 2024 году доля городов с благоприятной средой должна увеличиться до 60%. Одновременно (с 2017 года) реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». В нём ежегодно задействовано около трёх тысяч муниципалитетов. Благоустроены десятки тысяч объектов городской среды по всей стране.
Несмотря на успехи, проблемы с исполнением намеченного остаются. По словам Анатолия Артамонова, многие регионы недовольны механизмом перераспределения средств федерального бюджета, поскольку это часто приводит к затягиванию выполнения работ не по их вине. До недавнего времени закон о госзакупках давал много возможностей недобросовестным участникам затягивать торги. Только теперь чиновники обратили на это особое внимание, подготовлены необходимые поправки в закодательство, которые скоро примут. Но дело не только в этом. Основными сложностями сенатор назвал позднее согласование проектно-сметной документации, слабую мощность проектных организаций и низкую квалификацию специалистов.
Представитель Министерства финансов РФ Николай Бегчин на круглом столе говорил о том, что план по использованию внебюджетных источников в финансировании нацпроектов в 2022 году выполнен меньше, чем наполовину. Причём такая же ситуация наблюдалась и раньше. Минфин предлагает «разработать и утвердить постановлением правительства порядок планирования внебюджетных источников».
Минфину, конечно, очень хочется переложить часть расходов на плечи бизнеса, чтобы подстраховаться на случай непредвиденных обстоятельств. Но простым включением в план внебюджетного финансирования привлечь бизнес к нацпроектам вряд ли удаться. Бизнес вряд ли будет рисковать и вкладываться в народные проекты, если ему непонятны перспективы возврата вложенных средств.
Сегодня очень много неопределенностей, которые препятствуют долгосрочным инвестициям, ухудшается деловой климат. Нет ничего удивительного в том, что в кризисные периоды государству приходится поддерживать инвестиционную активность.
Первый заместитель Министра здравоохранения РФ Виктор Фисенко основную проблему реализации нацпроекта «Здравоохранение» видит в несвоевременной сдаче некоторых больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов. Он предложил усилить ответственность за достижение этого показателя глав регионов, обязав их следить за своевременной сдачей в эксплуатацию социальных объектов.
Счётную палату волнует вопрос частичного или полного дублирования результатов и показателей госпрограмм, национальных и федеральных проектов, когда одни и те же итоги зачастую рассматриваются по несколько раз на различных уровнях. Аудитор Счётной палаты РФ Дмитрий Зайцев полагает, что это «не лучшим образом сказывается как на общем количестве результатов и показателей национальных и федеральных проектов, так и на работе с отчётностью».
Внимание проверяющих также привлекло перевыполнение довольно большого числа достигнутых показателей более чем на четверть, что может, по мнению аудитора, свидетельствовать о недостатках планирования и занижении нормативных требований.
Как бы трудно ни пришлось в условиях обостряющегося противостояния Западу, планы национальных проектов должны быть полностью реализованы точно по годам. Для этого, прежде всего, был перестроен механизм управления. У каждого нацпроекта теперь есть свой куратор вице-премьер, который должен отвечать за исполнение намеченного и принимать решения. По результатам достижения результатов будут выстраиваться рейтинги регионов и ведомств. Чтобы заданные цели исполнялись чётко, необходимо разработать более понятный механизм управления госпрограммами и национальными проектами, наладить взаимодействие разных структур и уровней власти при работе с федеральными ресурсами.
Во время отчёта в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин особое внимание уделил исполнению социальных обязательств, улучшающих жизнь миллионов россиян. Приведенные им цифры говорят о том, что преобразование страны и сбережение народа по-прежнему остаются в приоритете. То, что не удавалось раньше, реализуется сегодня в ускоренном темпе. Премьер-министр пообещал, что совсем скоро современными объектами смогут воспользоваться и соотечественники, проживающие на новых территориях, присоединённых к России.
Основные цели, заявленные в нацпроектах по итогам прошлого года, достигнуты в полном объёме. В 2022 году в России построили более 270 больниц и поликлиник и свыше 700 быстровозводимых фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, открыли 74 пункта амбулаторной онкологической помощи в половине регионов страны, модернизировали сосудистые центры и их первичные отделения. В медицинские организации направлены тысячи машин скорой помощи и автомобилей для перевозки врачей и пациентов, десятки тысяч современного оборудования, во многих больницах и клиниках проведён капитальный ремонт. Государство озаботилось доступностью медицинской реабилитацией, высокотехнологичной помощи, включающей дорогостоящие операции на сердце и сосудах, трансплантации органов и тканей. Почти полтора миллиона россиян получили её бесплатно.
По программам переселения из аварийного жилья в новые дома или квартиры переехали более 193 тыс. человек. Желающих выбраться из бараков и лачуг, построенных ещё в советское время, конечно, гораздо больше. Для помощи таким людям в регионы дополнительно направлено 43 млрд рублей.
По президентской программе в прошлом году было построено более 250 и приведено в порядок свыше 1,5 тыс. зданий общеобразовательных школ. На них государство не пожалело более 800 млрд рублей. Закуплены тысячи школьных автобусов. Для дополнительного образования (федеральный проект «Современная школа» и нацпроект «Образование») созданы «IT-кубы», детские технопарки «Кванториумы», филиалы центра для талантливых детей «Сириус». В отдалённых сельских школах появились специальные классы с высокотехнологичным оборудованием «Точка роста», в которых можно не только осваивать дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, но и организовывать «умный детский досуг».
Под эгидой нацпроекта «Культура» по всей стране открываются новые муниципальные музеи и пополняются книжные фонды библиотек. Благодаря этому жители даже удаленных деревень могут посмотреть недавно вышедший фильм или послушать концерты известных музыкантов. Только в 2022-м было реконструировано около 200 детских школ искусств. Для одарённых ребят чиновники закупили новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы.
Не забыт отечественный кинематограф: на производство наших картин выделено более 11,5 млрд рублей. Кассовые сборы от их проката растут, а в январе вовсе стали максимальными за последние пять лет. Более восьми миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оформили «Пушкинскую карту». На год на неё начисляется 5 тысяч рублей, которыми можно оплачивать билеты не только в кино, но и в театр, музеи, на концерты.
Как показывают социологические опросы, многие россияне среди других популярных мер выделяют поддержку семей с детьми (социальные выплаты, материнский капитал, льготную ипотеку в рамках нацпроекта «Демография»). Государству удалось сохранить и расширить программу материнского капитала.
Только в 2022 году средствами именного сертификата смогли воспользоваться более миллиона российских семей, причем чаще всего деньги расходовались на улучшение жилищных условий. С 1 февраля 2023 года маткапитал увеличен до 587 тыс. рублей на первого ребенка и превысил 775,6 тыс. на второго. Теперь родители могут оплатить этими деньгами обучение в частных школах. Программа материнского капитала распространена и на жителей новых регионов страны, вошедших в состав России: претендовать на финансовую помощь смогут родители детей, родившихся с 2007 года.
При дополнительной поддержке нацпроекта «Демография» по всей России активно строят детские сады. В прошлом году, по словам премьер-министра, их было возведено 240, а всего за несколько предыдущих лет – более тысячи. Когда некоторые сложности со строительством возникли в Забайкальском крае, Бурятии и Ингушетии власти выделили им дополнительные средства, чтобы до конца нынешнего года появилось ещё 36 садиков.
Словом, национальные проекты, как бы ни старались принизить их значение наши недоброжелатели, у нас прижились хорошо, и отказываться от них власть не собирается.
Строить муравейники? Кто придумал? Загнать и...? Кто главный куратор по муравейникам?
Россию ждет нашествие чуждого нам потока мигрантов, которые станут бременем для экономики. Накладно их будет содержать за счет налогоплательщиков. У доблестных чинуш борьба с «русским национализмом» затихла, как и с экранов тв. клич о «русском фашизме». Но пошла вонь о русской лени. Под эти вопли стали подводить под эпитеты возражения большинства русского народа против нашествия мигрантов. Не прячась, под боком, стали формироваться националистические диаспоры с криминальным уклоном, с исламистским и пантюркистским направлением. Их нельзя обижать, трогать, т. к. на мигрантах держится стройка. Какая-то странная стройка и какой вклад вносят в ее развитие? Вывоз денег из России? Они не работают на нашу экономику.
Живут диаспорами, похожи на свинарник, в котором развиваются паразиты. А еще из числа мигрантов попадаются типы, готовящие у нас теракты, привозящие наркотики, насильники, вымогатели и т. д. .
Странно как-то: идет защита русских на Украине, поднимаются вопросы безопасности русских за пределами страны, в самой же России мигрантам воля по отношению к русским. Скоро станем похожими на Европу, где тоже не хватало рабочих рук.
Человек, который борется за привоз как можно больше мигрантов с выгодой для себя, сравнивает Россию с ОАЭ, где на 1млн. коренного населения около 8 млн. мигрантов. Ему, малообразованному, невдомек, что технологическое развитие идет по пути отказа от рабочих рук. Да и муравейники не помогут демографии. Такие просторы и ресурсы, в которых частные дома станут радостью для семей, где с радостью появятся по несколько детей.
А это "старый добрый подход": сегодня рабочий перевыполнил норму на 15%, завтра ему эту цифру нормой сделают. Или расценки снизят,если он на сдельщине ...
Должно быть, по той же причине, по которой "Революцию делают не голодные, а сытые, которых один день не покормили" ...
А пока - красивые картинки, отчёты, парады, но как говорилось в одном "советском" фильме - жизнь поправит.
Теперь то, что касается реализации проектов. Здесь все снова упирается в чиновничью бестолковость. Люди просто не понимают и не желают работать. Они не понимают, как нужно тянуть проект. Осязаемые показатели и критерии выполнения тех или иных видов работ, графики, финансирование, это всё для них высшая математика. Хуже того, они такими вещами даже не озадачиваются. Если Хуснуллин рубит в этих вещах, он выдает результат. Но таких как Хуснуллин единицы, а большая-то часть на госслужбу за другим пришла. Но, я Вам скажу больше. Для того, чтобы люди умели тянуть проект, их этому учат. Но я не слышал, чтобы в Академии государственной службы этому учили. А этому учить нужно. Управление и управление проектами это две больших разницы. При этом учить могут только те кто реально проекты тянул. А у нас таких людей единицы. Даже в Академии народного хозяйства на курсах MBI этому учат в основном теоретики, начитавшиеся книжек. При этом нельзя сказать, что это какое-то такое сакральное знание нам недоступное. Мы же как-то строили в советское время огромные предприятия.
1. Хребет компрадорско-олигархическому капитализму не сломан. Отсюда - многие проблемы.
2. Соответственно, не формируются необходимые для устойчивого развития страны такие необходимые структуры как Госплан и ГКНТ.
3. Для развития страны надо вкладываться в науку - а на нее отпускается чуть более 1% от ВВП. На враждебном западе - от 2 до 4%. 83 ФЗ рассматривает науку как услугу.
4. Зарплаты очень низкие, для оценки среднего значения по-прежнему используется средняя "по больнице", а не медиана. Огромный разрыв региональный, и не видно сдвигов.
5. Отсутствует генплан развития страны. В результате Москва распухает, остальная территория скукоживается.
6. "Рынок все поправит" - в голове руководства страны это продолжает работать.
7. При этом многое делается, но, как всегда, недостаточно.
8. Главное же (а вначале было слово) власть должна четко сформулировать - либо одна страна - один народ, либо одна страна - два народа. Пока второе. И это - тупик.
9. Возможно, СВО существенно поменяет вектор развития страны.
10. И самое худое - страна стремительно вымирает. см. пп.1-8.