Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 сентября 2024
Набиуллина под огнем критики

Набиуллина под огнем критики

Нелегко разобраться в хитросплетениях полемики вокруг работы Центробанка
Юрий Алексеев
22.12.2017
Набиуллина под огнем критики

Действия председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной в последнее время вызывают немало критики как слева, так и справа. Набиуллиной недовольны как заядлые критики денежно-кредитной политики Центробанка, так и те, с кем совсем еще недавно она задавала либеральный курс российской экономике.

Руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг главной ошибкой Эльвиры Сахипзадовны считает невмешательство Центробанка в курсообразование национальной валюты и критикует «свободное плавание» рубля и его, как он выражается, унизительную зависимость от стоимости бочки нефти.

Глава ВТБ Андрей Костин критикует Набиуллину за санацию банков, а точнее, за вхождение Центробанка в капитал «Бинбанка» и «Открытия». Совладелец Альфа-банка известный либерал, попавший под раздачу государственной собственности в девяностых, Петр Авен недоволен, что отозвали лицензию у крупнейшего российского банка «Югра», не так давно входившего в тридцатку банков-лидеров.

Мало того, аналитики Альфа-Банка насчитали у сомнительных банков «плохие» кредиты на пять трлн рублей, по которым «не существует гарантий возврата», более 3 трлн из них не обеспечено резервами.

Не поддерживает многие шаги ЦБ в расчистке банковской системы РФ и бизнес-омбудсмен Борис Титов, намеренный баллотироваться на пост президента РФ.

Под расчистку, как под каток, попали более 340 банков. И этого оказалось мало. Набиуллина грозится продолжить «активно расчищать банковский сектор».

При этом Титов признает, что «проблемы во многом не из-за банков возникли, а из-за плохого руководства, из-за воров, руководителей акционеров, из-за того, что кризис у нас в стране». А проблема-то в другом – в слишком высоких требованиях ЦБ по резервированию, с которыми наши кредитные организации просто не могут справляться.

Титов призывает не уничтожать банки, а выкупить у них «плохие» долги – очистить их баланс, дать им возможность еще раз начать новую жизнь

Самый громкий скандал вокруг Центробанка чуть было не разразился на съезде Ассоциации российских банков (АРБ), где банкиры обвинили Набиуллину в подрыве конкуренции. А глава АРБ Гарегин Тосунян заметил, что при отзыве лицензий страдают прежде всего «без вины виноватые». Нематериальный ущерб в виде подрыва доверия к финансовым институтам, государственной политике, отметил он в докладе АРБ, в конечном итоге намного более значим, чем прямые денежные потери.

Не удержался от критики Центробанка даже министр финансов Антон Силуанов. На банковском съезде он пожаловался, что в банках с отозванной лицензией застряло более 100 млрд руб. бюджетных средств.

Эльвира Набиуллина резко отметает все эти доводы: хотя за четыре последних года отозвана треть всех банковских лицензий, это коснулось лишь 4,3% активов банковской системы, поэтому никакого влияния на недостаток конкуренции этот процесс иметь не может. И вообще ЦБ всегда за конкуренцию.

Обывателю нелегко разобраться в хитросплетениях этой полемики. Скажем лишь, что нападки на Набиуллину усилились после ее недавнего выступления в Госдуме.

Главная банкирша страны удивила всех, когда пошла вразрез с устоявшимся мнением об экономическом росте. По признанию председателя Центробанка, рост экономики совсем не тот, на который рассчитывает правительство.

Оказывается, мы всего лишь наверстываем упущенное в 2015 году. Максимум, на что мы можем рассчитывать «при данной структуре и данной производительности экономики», так это на то, что в целом за 2017 год годовой темп прироста ВВП составит 1,8%.

Иными словами, в нынешнем виде экономика России просто не располагает возможностями к дальнейшему устойчивому развитию. И когда господа федеральные министры говорят о том, что ситуация выправилась и экономика вот-вот совершит гигантский прыжок, то сильно лукавят. Свои умозаключения они строят на примитивном сравнении показателей текущего года с показателями предыдущего. Так вот, если в предыдущем году результаты были очень плохими, то даже плохой результат в текущем году будет восприниматься как рост. Такое явление в учебниках по экономике называется эффектом низкой базы.

Эльвира Набиуллина лишь подтвердила мнение экспертного сообщества, которое предупреждало: «Не обольщайтесь, господа. Цифры – лукавая вещь». Все зависит от того, как и что считать. Текущий рост вызван вовсе не достижениями и усердной работой чиновников, а всего лишь низкой базой предыдущего года.

Что будут делать министры в феврале 2018 года, когда база 2017 года, с которой надо будет сравнивать показатели нового года, будет высокая? Вряд ли кто-то из чиновников решится признать, что кризис, давящий на всех нас последние четыре года, не закончился.

Возможно, чтобы сохранить хорошую «цифирь», Росстату в очередной раз придется менять методики по расчету отдельных ключевых показателей. А причину высоких цен и растущей безработицы можно объяснить санкциями и происками главного нашего геополитического оппонента – США.

Представляя в Госдуме «Основы единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 и на период 2019-2020 годов», Эльвира Нибиуллина долго говорила о пользе низкой инфляции. По словам председателя Центробанка, именно она, низкая инфляция, лучшее из всех благ, ибо позволяет сохранять накопления россиян, стимулирует предприятия повышать производительность труда, снижает издержки, да еще и создает серьезные предпосылки для структурных изменений в экономике. А падение интереса валютных спекулянтов к дешевому рублю способствует дедолларизации экономики.

С такими тезисами Центробанка трудно спорить, ибо их поддерживает сам Президент. Что же касается компетентности, то с этим у Эльвиры Сахипзадовны тоже все в порядке. В 2015-м она была названа лучшей в мире главой центрального банка по версии журнала Euromoney. У нас в России она награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV cтепени.

Однако в выступлении Эльвиры Набиуллиной в Госдуме неожиданно прозвучали новые и достаточно серьезные принципиальные положения. Она вознамерилась, например, с опережением снизить размер ключевой ставки – с нынешних 8,25% до 6% уже в ближайшие год–два (в 2015 году ключевая ставка ЦБ зашкаливала за 17%). А когда Набиуллина заговорила о смене экономической модели, то многие парламентарии поняли, что в политике регулятора грядут изменения.

Изменения эти назрели давно. Ведь если сложить все потери, которые понесла страна из-за доверия к МВФ и другим финансовым структурам Запада, то за два десятилетия, как считает академик РАН Сергей Глазьев, российская подпитка долларовой финансовой системы составила около триллиона долларов.

А нашей экономике денег не хватало, и она попросту деградировала, превращаясь в сырьевой придаток западных стран.

Мы вкладывали свои нефтедоллары в покупку долговых обязательств США и ЕС, а наши корпорации вынуждены были там же привлекать кредиты. Такая политика была исключительно выгодна США и ЕС.

Привязка национальной валюты к доллару сослужила нам нехорошую службу. Об этом все чаще говорят в связи с ужесточением санкций, когда от нашего сырья захотели поскорее избавиться, а наши финансовые активы за рубежом – заморозить. И когда президент США пригрозил отказом от обязательств перед Россией, пришло время обратиться к закону о Центральном банке. Почему бы не переориентировать его с доллара на развитие экономики? Часть подобных предложений уже реализуется: вводится российская платежная система расчетов по банковским карточкам, обсуждается создание отечественной системы обмена межбанковской информацией, денежные власти озаботились угрозой отключения от SWIFT.

Принято считать, что Центральный банк Российской Федерации, или Банк России – это государственный институт. С юридической точки зрения – это действительно так. Но почему же тогда в Федеральном законе о ЦБ записано, что Центробанк не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам Центробанка?

Вот почему некоторые депутаты Госдумы и экономисты предлагают так изменить статус ЦБ, «чтобы он подчинялся и действовал в интересах страны, как работают ФРС и ЕЦБ».

Существует мнение, что главный наш тормоз в том, что денежные власти в качестве обеспечения рублевой массы избрали чужую валюту, которая не является товаром и не может использоваться внутри России в качестве средства платежа.

Экономисты предлагают государству отказаться от условностей и печатать денег столько, сколько требуется внутри страны, а не привязывать их к покупательной способности доллара и евро, создавая тем самым денежный дефицит.

При этом выпускать в обращение новые деньги нужно в виде дешевых кредитов под вновь создаваемую продукцию и образуемую при этом новую добавленную стоимость. Иначе говоря, национальную валюту для надежности нужно обеспечивать имуществом страны, а не привязывать к сомнительной «зелени». Именно так поступают в Китае, стране с одной из самых развитых экономик мира.

Экспертное сообщество практически единодушно в том, что Банку России нужно вернуться к исполнению своих конституционных обязанностей, к обеспечению стабильности национальной валюты. И все это должно быть прописано в новом законе о Центробанке.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.09.2024
Максим Столетов
У России есть силы, средства и политическая воля для ударов возмездия по НАТО
Фоторепортаж
09.09.2024
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит выставка знаменитого русского сценографа


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.