Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 октября 2024
На пути к возрождению

На пути к возрождению

Россия поможет восстановлению экономик Сирии и Ирака
Алексей Чичкин
20.03.2018
На пути к возрождению

Разгром основных сил террористических и экстремистских группировок в Сирии и Ираке поставил в повестку дня вопросы комплексного восстановления экономики этих стран. Решение данных вопросов правительства и бизнес-структуры Сирии и Ирака связывают с сотрудничеством, прежде всего с Россией. Их ожидания обусловлены, во-первых, многолетним опытом разносторонних взаимоотношений, ведь благодаря сотрудничеству с СССР эти страны к концу 1970-х гг. вошли в число наиболее развитых в регионе. Во-вторых, Россия в отличие западных стран и их компаний не обставляет экономические связи с другими государствами политическими и прочими условиями.

Эти факторы, естественно, стимулируют заинтересованность Сирии, Ирака в развитии взаимодействия именно с Россией. В свою очередь, отношения с этими странами отвечают нашим внешнеэкономическим и геополитическим интересам, тем более что речь идет не о поставках сырья, а российских товаров с максимально добавленной стоимостью, как то: высокотехнологичной продукции и технологий её производства.  

Немаловажно и то, что, в частности, планы по восстановления Сирии распространяются и на сопредельные с ней государства, по крайней мере, в части энергетических и транспортных проектов. Потому вполне естественно, что до трети объектов энергетики и транспортной инфраструктуры, созданных в Сирии в 1960-х – 1980-х гг. с советским участием, обеспечивали потребности Ирака и Ливана.

Таковы главные выводы Российско-сирийского делового форума, состоявшегося недавно в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. Плюс ко всему суммарные инвестиции в экономическую реанимацию Сирии, по оценке форума, оцениваются минимум в 500 млрд долл.

Сейчас сирийская сторона уже вводит режим максимального благоприятствования (налогового, таможенного и т.п.) именно для российских предприятий и компаний, участвующих в соответствующих проектах.

Что связано также и с экономической ретроспективой двухсторонних связей, заявил на форуме глава ТПП РФ Сергей Катырин.

«У России и Сирии давние деловые, притом взаимовыгодные связи, сотни реализованных проектов, и это хорошая основа для дальнейшей работы», - отметил он. С ним согласилась сирийская делегация, возглавляемая Чрезвычайным и Полномочным послом САР в РФ Риядом Хаддадом. Он говорил, что «российские бизнесмены – частые гости нашей страны; уже восстановлена работа российско-сирийского Делового совета. Ряд совместных проектов включает развитие сирийско-иракской и сирийско-ливанской транспортной и энергетической инфраструктуры».

Напомним, что к сирийским (Тартус, Банияс) и – через Сирию – к ливанским портам (Триполи, Сайда) проложены нефтепроводы из Северного и Центрального Ирака, пересекающиеся с саудовско-иракским нефтепроводом (порт Сайда, Ливан). Все они требуют модернизации. Планируется также расширение газопроводной сети Сирии, в т.ч. ее стыковка с сетями Ирака, Ливана и Иордании. Эти стратегические проекты, как отмечалось на форуме, включены в реестр потенциальных направлений российско-сирийского сотрудничества.

Вдобавок российские компании «уже обсуждают с сирийскими партнерами инициированные ими проекты по созданию на территории Сирии предприятий по сборке авто- и сельхозтехники, как и по сооружению более 10 заводов–производителей железобетонных изделий, необходимых для восстановления разрушенного жилья», - заявил вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко. Причем Дамаску, пояснил он, «предпочтительнее поставки не столько готовой продукции из РФ, сколько создание в Сирии совместных производств в означенных и других сегментах». При этом с российской стороны в качестве партнеров по созданию автосборочных производств будут, скорее всего, не крупные компании автопрома, а их дилеры. Если же «совместные, например, автосборочные проекты будут пробуксовывать, то эту нишу быстро займут иностранные конкуренты», заметил Падалко. На форуме также отмечалось, что конкуренты – китайские, скандинавские, итальянские, японские компании -   уже обращаются с соответствующими предложениями к сирийским властям и предприятиям.   

А в целом, убежден замминистра экономразвития РФ Алексей Груздев: «Возможности сотрудничества, по сути, безграничны – это, например, сельское хозяйство. Сирийский бизнес уже увеличивает поставки продуктов земледелия и животноводства в Россию».

«А также энергетика, химпром, строительство, нефтегазовый сектор, - продолжил А. Груздев, - что связано, прежде всего, с колоссальной сырьевой базой в Сирии (нефть, газ) и региональной ролью сирийской трубопроводной сети. А также с крупными запасами фосфоритов. Это изначально предопределяет развитие там комплексной переработки этих видов сырья».

Что касается конкретных сроков доработки и реализации совместных инвестпроектов, то глава Сирийско-российского делового совета Самир Хассан уточнил автору, что «важно сперва разработать систему взаиморасчетов, выстроить схему страхования бизнеса. А также решить вопрос регулярного транспортного сообщения между странами и предусмотреть постоянные визовые льготы для предпринимателей обеих стран». Эти вопросы, отмечалось на форуме, планируется решить до конца второго квартала с. г.

В конце января – начале февраля в Москве были достигнуты договоренности о российском технологическом и финансовом содействии восстановлению сирийской энергетики и транспортной инфраструктуры в ближайшие три – шесть лет. В последнем случае речь идет о восстановлении транссирийской железнодорожной линии - от порта Тартус на северо-восток Сирии и далее, строительстве оттуда новой линии в соседний Ирак (протяженностью до 400 км). Понятно, эта артерия ускорит освоение крупных запасов фосфатов в этом районе. В энергетическом секторе планируется восстановить в ближайшей перспективе до 40% сирийских энергомощностей, причем около трети из них, подлежащих восстановлению, традиционно работали также на Ливан. Основной формы реализации таких проектов, видимо, будут концессии, что повысит уровень окупаемости российских инвестиций и обеспечит почти полную их возвратность.

Похожие планы сотрудничества с Россией есть и у Ирака. Однако на планах негативно сказывается, в частности, правовая неурегулированность во взаимоотношениях Багдада с автономным Иракским Курдистаном (Северным Ираком), богатым нефтью и газом.   

Этот регион с его трансрегиональными трубопроводными коридорами остаётся  частично под Турцией,  частично находится под угрозой турецкого присутствия.  Вместе с тем власти региона стремятся к «сепаратным»  соглашениям с иностранным нефтегазовым бизнесом.  А иракское  руководство рассчитывает на долговременное сотрудничество с Россией, в том числе в нефтегазовой  сфере этого региона, и в вопросах окончательного урегулирования сирийской  ситуации.

Такое мнение высказал автору Чрезвычайный и Полномочный посол Ирака в  России Хейдар Мансур Хади на недавней пресс-конференции в Москве. Им была отмечена заинтересованность в североиракской нефти  - ее запасы, напомним,  среди крупнейших в регионе - не только местных властей, но и зарубежных компаний, чтобы  обойти Багдад в соответствующих контрактах. Но  многие инофирмы, по мнению г–на Хади, недостаточно осведомлены о юридической базе экономического сотрудничества Иракского Курдистана с иракским государством. Так или иначе, но означенные соглашения, в том числе и  российских компаний (Зарубежнефть, Газпромнефть), с курдскими властями сейчас проверяются  на предмет «их соответствия иракской конституции и   экономической  целостности  страны. Полагаю, что спорные или проблемные вопросы, если таковые имеют место, будут оперативно решены вместе с российской стороной». Тем более что РФ, как и бывший СССР, поддерживает «территориальную целостность иракского государства».

Сегодня  инвестиции российского нефтегазового бизнеса в Ираке оцениваются минимум в 6 млрд долл., и «с учетом давнего сотрудничества в этой сфере, иракская сторона заинтересована  в его комплексном развитии». Тем более что Ирак способен сравнительно быстро  и существенно нарастить экспорт нефти. Но при этом Багдад, по словам г-на Хади, намерен  участвовать в мерах ОПЕК по сдерживанию роста добычи и экспорта сырья. Он утверждает, что на ситуацию во многих районах Ирака и особенно в обширном иракско-сирийском приграничье влияет обстановка в сопредельной  Сирии. Протяженность общей границы здесь составляет почти  600 км.         

Иракский  посол также подчеркнул, что «внешняя поддержка антиправительственных  сил в Сирии привела там к хаосу, кровопролитию, всёвозрастающим жертвам и к угрозе  раздела страны». Но ее соседи «могут и должны активнее участвовать в посредничестве» по окончательному урегулированию сирийской ситуации. Г-н Хади положительно охарактеризовал усилия Москвы по нормализации  положения в Сирии, дополнением к которым могли бы стать аналогичные меры соседних с ней стран.

В этой связи нелишне напомнить, что Ирак вопреки прессингу со стороны НАТО не ввёл эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов   сирийскому государству. Потому ирако-сирийские нефтепроводы были и остаются в числе главных мишеней террористов и их «партнеров» из НАТО.

Среди других направлений сотрудничества с РФ были названы нефтепереработка, электроэнергетика, АПК, портовый сектор. А также - реконструкция действующих и создание новых транспортных артерий, в том числе соединяющих Ирак с Сирией и другими его соседями. Конкретные совместные проекты, схемы их финансирования и сроки реализации планируется уточнить в рамках двухсторонней межправкомиссии в первом полугодии 2018 г.

Разумеется, усилия России по уничтожению терроризма и экстремизма на Ближнем Востоке не могли не способствовать растущей заинтересованности Сирии и Ирака в ускоренном развитии экономических связей с РФ. А региональная экономико-географическая взаимозависимость Сирии и Ирака только усиливает роль России и в комплексном восстановлении экономики этих государств, и в их дальнейшем развитии.

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.